Предварительные шаги

Правоотношения в российском шоу-бизнесе развиты относительно слабо. Судебная практика, если сравнивать с Западом, невероятно скупа, а судьи склонны защищать интересы артиста как менее защищенной стороны, особенно если в договоре есть прорехи. Поэтому крайне важно формулировать условия договора таким образом, чтобы не создавалось впечатления, будто импресарио только получает, но ничего не вкладывает.

В большинстве случаев целесообразнее заключать продюсерский договор с артистом не как с физическим лицом, а как с индивидуальным предпринимателем, для чего исполнителю следует зарегистрироваться в данном качестве до подписания договора (процедура достаточно быстрая и недорогая). Это позволит значительно сократить реальные расходы продюсера, так как не надо будет выплачивать НДФЛ, ЕСН и другие налоги и отчисления сверх вознаграждения артиста.

При этом бухгалтерская отчетность сводится к минимуму, потому что продюсер, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, перестает быть налоговым агентом артиста. И что не менее важно, последний из беззащитного автора и/или исполнителя превращается в предпринимателя, действующего на свой страх и риск.

Продюсирование экспертов

Liftmarketing » Продвижение экспертов » Слушая экспертов и читая их статьи, мы часто думаем, что тоже могли бы рассказать людям что-то полезное. Многие даже начинают это делать, пытаются продавать информацию — но безрезультатно.

Продюсирование экспертов: суть и специфика Продюсирование экспертов — это комплекс услуг, который специалист по раскрутке (продюсер) предоставляет людям, желающим раскрутить себя в качестве эксперта.

Что это означает?

Представители творческих профессий редко воспринимают свою работу как бизнес.

Они, как правило, люди тонкой душевной организации, которые полностью поглощены своим дарованием им трудно вникать, в суть вещей обыденных и совсем не возвышенных.

Зато специалисты в области продюсирования, напротив, народ крайне приземленный, прагматичный и довольно циничный, без лишних сантиментов стремящийся делать дело, естественно, с выгодой для себя.

Потому что бдительности никакой, человек подписывает любые бумаги, на любых условиях, выполняет любые распоряжения, верит любым договорам между продюсером и исполнителем. Эх… Уже никто не помнит,

Войти Войти с помощью:: Обратите внимание, все поля являются обязательными для заполнения.

Имя E-mail Пароль Войти с помощью:: Я согласен с условиями Я согласен на получение информационных писем от сервиса Зарегистрироваться Выслать г. В настоящем соглашении (далее – Соглашение, Оферта) нижеприведенные термины имеют следующие определения: Сайт – совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации

Продюсирование экспертов – один из популярных способов заработка на чужих знаниях. Активно открываются онлайн-школы, на рынок выходит множество продюсеров и предлагают свои услуги в продвижении.

Поговорим про основы продюсирования и то, как выбирать тренера, оценивать его перспективы и тестировать проект.

Интернет продюсер – это человек, который стоит за кулисами. Это серый кардинал, который управляет всеми процессами. Он главный, и от него зависит, насколько успешен будет инфобизнес.

Обратная сторона медали – вся ответственность за результаты, за продажи, за деньги тоже лежит на продюсере.

Есть много разных моделей. В первую очередь это собственно продюсирование экспертов. Допустим, есть тренер, у которого хорошие результаты в обучении, но плохие результаты в продажах. Вы работаете вместе с ним, продаёте его, он ведёт тренинги, деньги делятся. В каких пропорциях – зависит от финансовой модели.

Этим продюсирование не ограничивается. Во-первых, с тренером можно работать на разных условиях – платить ему зарплату, гонорар, работать попроектно, работать за проценты.

Можно зарабатывать не только продюсируя, но и разово организовывая мероприятия. Это тоже часть продюсирования. Организуете мероприятие для тренера и либо делаете продажи и делите деньги в процентных соотношениях, либо платите ему гонорар, при этом ваша задача – заработать больше, чем этот гонорар.

Можно также зарабатывать на продаже сопутствующих услуг тренерам. Консультировать их, вести коучинг и вообще помогать им в чём-то, решать их проблемы и задачи.

Можно делать лендинги, сайты, продавать трафик, брать на себя call-центр, продавать книги, диски и так далее, и с этого тоже иметь свой процент или фиксированную оплату.

Люди в его команде будут заниматься каждый своим делом – кто-то продажами, кто-то обзвоном, кто-то работой с тренером.

Договор между продюсером и экспертом

Был свидетелем нескольких обсуждений в группе Вебсарфан на тему продюсирования. Темы всегда вызывали бурную дискуссию, отклик у экспертов. Одним из инициаторов дискуссии был я, когда рассказал свою историю и опыт продюсирования.

Тогда я получил от 11 экспертов предложения о сотрудничестве. Разные люди с разными проектами. Со всем пообщался, с кем-то даже попытался начать работать. Примерно неделю назад, знакомый продюсер оказался в такой же ситуации: пост на Вебсарафане и много предложений о сотрудничестве. В обоих случая ни одно предложение не конвертировалось в рабочие отношения.

Как уже сказал, это были разные люди, разные проекты. Некоторые идеи очень интересные, с некоторыми людьми на самом деле захотелось поработать. Но… это бизнес. Здесь кроме личной приязни есть ряд условий для эффективной работы.

Предлагаем ознакомиться  Расторжение договора КАСКО – сколько денег удастся вернуть, и как расторгнуть КАСКО правильно?

Читаем также: Кейс: Как специалисту стартовать в инфобизнесе без вложений за одну неделю.

Провел короткий опрос среди знакомых продюсеров: на каких условиях они готовы работать с экспертом.

  • С какого момента эксперту есть смысл искать продюсера? Когда он становится интересен для партнерской работы?
  • Какой потенциальный уровень дохода (нижняя планка) интересен продюсеру, чтобы начать работать с экспертом?
  • Какие варианты условий работы с экспертом продюсер может предложить?
  • Должен ли эксперт при работе с продюсером работать (впахивать)? Если да, то за что он платит?
  • Какие гарантии дает продюсер?
  • Авторские права на труд эксперта – кому принадлежат?

Батима Габбас

Документирование расходов

Чтобы, так сказать, уравнять права и обязанности сторон, я бы рекомендовал продюсерам хранить все доказательства трат на артиста, даже если какие-то из них вы не отнесли к договору официально. Копите свидетельства того, что вы участвуете в развитии музыкального проекта, собирайте бумаги, подтверждающие вашу работу по поиску заказчиков, продвижению и т.д.

Перечисляйте гонорар артиста на его банковский счет с основанием платежа (примечанием к нему), специально разработанным для соответствующего перечисления или продюсерского договора. Если финансовые отношения оформлены официально, имеются документы, подтверждающие расходы продюсера, а с третьими лицами вы заключаете договоры в письменной форме и официально их исполняете, то в случае нарушения артистом обязательств значительно повышается вероятность возврата инвестиций, взыскания убытков, включая упущенную выгоду, и штрафных санкций, предусмотренных продюсерским договором.

Запуск онлайн-школы: юридические аспекты

Зарегистрировать онлайн-школу проще, чем вам может показаться. Государство максимально упростило процесс создания новых бизнесов — пользуйтесь, пока есть такая возможность. Рассказываем о тонкостях и подводных камнях юридической стороны бизнеса в онлайн-образовании.

Прежде чем уходить в дебри налогового законодательства и предпринимательской деятельности, решите для себя, планируете ли вы нанимать преподавателей.

Если планируется классическая онлайн-школа или вуз, с несколькими лекторами, которым вы хотите платить зарплату — придётся получать лицензию на образовательную деятельность.

Есть путь проще — работать как индивидуальный предприниматель по партнёрской программе.

  • Вы регистрируете статус ИП, выбираете нужную схему налогообложения;
  • Преподаёте сами — тогда лицензия не нужна. Об этом прямо говорит п.2 ст.91 ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации».
  • Если нужно привлечь еще кого-то для проведения вебинара — заключаете договор с человеком как с партнером, а не как с работником.

Мы расскажем подробнее о каждом шаге.

Позиционирование онлайн-школы кондитеров — всего один эксперт, автор курса. Остальные — помощники, а не педагоги

С юридической стороны интернет-бизнес в образовании ничем не отличается от обычного предпринимательства. Вы можете быть организацией — ООО, нанимать преподавателей, организовывать курсы.

Или быть индивидуальным предпринимателем, фактически, тем репетитором, которых мы знаем еще со школьных времен.

Отличительная особенность — «подтягиваете» вы людей не очно, а через вебинары, и не тет-а-тет, а сразу группой.

Почему стоит выбирать ИП:Регистрировать проще и даже бесплатно;Платить придётся меньше;Практически нет отчётности;Есть возможность применить патентную систему налогооблажения — единая сумма раз в год в виде платы за патент и больше никаких налогов;Вся прибыль — личные деньги ИП.

Сформируйте электронную подпись через личный кабинет. Это может занять до 30 суток, но обычно программа срабатывает через 2-3 дня. Затем зарегистрируйте ИП через сервис. Если делать это онлайн, то пошлину платить не нужно.

Если аккаунта в налоговой нет и не хочется ждать, попробуйте зарегистрировать в самой налоговой или через многофункциональный центр государственных услуг вашего города. Подготовьте документы:

  • Копию паспорта;
  • Заявления о постановке на учёт в качестве ИП;
  • Квитанция об оплате пошлины — 800 рублей. Сформируйте её на сайте налоговой.
  • Заявление о применении УСН — упрощенной системы налогооблажения.

Укажите в заявлении код деятельности — 85.41.9 (Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки)

Через трое суток вы получите документ о регистрации — всё готово.

На сайте налоговой есть пошаговая инструкция по регистрации

Если вы выступаете в своей онлайн-школе экспертом и преподаёте курсы, которые не предполагают трудоустройство и выдачу диплома — можете не беспокоиться о лицензии на образовательную деятельность.

С каждым учеником договор заключать не обязательно, достаточно упоминания на сайте о том, что текст на нём является офертой. Принимать платежи нужно с помощью специальных онлайн-касс. Например, попробуйте сервис «Яндекс.Касса» — оплата идет за каждый платёж, 3,5%.

Предлагаем ознакомиться  Основания для признания брачного договора недействительным

Главное ограничение — вы не можете нанимать преподавателей на работу. Трудоустроить маркетолога, менеджера по продажам, бухгалтера и других работников, не связанных с педагогикой, можно.

Тарифы Яндекс.Кассы зависят от ежемесячного оборота

Станьте продюсером

Если вы решили стать продюсером или хотите привлечь в свою школу другого эксперта, попробуйте заключить с ним договор на оказание услуг. Как это работает:

  • Эксперт создаёт курс, преподаёт, выступает как педагог — т.е. он является тем самым ИП-репетитором, которому не нужно получать лицензию;
  • Продюсер заключает с ним договор об оказании услуг на продвижение курса — т.е. фактически не занимается образовательной деятельностью.

Обратите внимание — если кто-то из учеников пожалуется в Рособрнадзор или другую контролирующую структуру, онлайн-бизнес могут проверить на предмет нарушения законодательства. Если будет выявлена образовательная деятельность, предпринимателя могут оштрафовать.

Если вы сомневаетесь и предполагаете, что ваш курс может попасть под определение образовательного, или планируете выдавать дипломы для трудоустройства — проконсультируйтесь с юристом, возможно, вам стоит рассматривать статус ООО с лицензией. Но в большинстве случаев онлайн-школу достаточно ИП на патенте или классической упрощенной схеме налогообложения без лицензии.

Обязательства

При правильной формулировке условия договора, обязывающие исполнителя выглядеть определенным образом, контролировать свой вес, не заводить детей и не вступать в брак, допустимы, однако во время разбирательства вполне могут быть оспорены. А обязательства давать фиксированное количество концертов в месяц или год, проводить определенное время в студии или записывать оговоренное число песен/альбомов и т.п.

Мнения специалистов по поводу того, можно ли запретить певцу вести творческую и концертную работу с другими менеджерами, промоутерами и лейблами, расходятся. Полагаю, введение таких ограничений допустимо, но они должны быть сформулированы чрезвычайно грамотно. В большинстве случаев необходимость эксклюзивных отношений продюсера и артиста очевидна, поэтому, хочется верить, суды все-таки встанут на сторону импресарио, а договор должен их к этому подтолкнуть.

Псевдоним и логотип

В продюсерском договоре можно и нужно предусмотреть, кому во время и по окончании его действия будут принадлежать права на название и логотип проекта. Следует понимать, что наши суды вероятнее всего станут рассматривать название музыкальной группы как коллективный псевдоним – неимущественное право коллектива исполнителей.

Формулируя положения договора, надо исходить из того, что коллективный псевдоним – это нечто абстрактное, ассоциируемое с группой, а не с конкретным участником или даже участниками. Из договора должно быть ясно, что именно продюсер возглавляет коллектив, определяет его состав, руководит и т.д. Поэтому расторжение договора с одним из членов группы не приведет к ее распаду или к прекращению права на псевдоним.

Продюсерский договор: помощь адвоката

    Представители творческих профессий редко воспринимают свою работу как бизнес. Они, как правило, люди тонкой душевной организации, которые полностью поглощены своим дарованием им трудно вникать, в суть вещей обыденных и совсем не возвышенных.

    Зато специалисты в области продюсирования, напротив, народ крайне приземленный, прагматичный и довольно циничный, без лишних сантиментов стремящийся делать дело, естественно, с выгодой для себя.

Идеальна ситуация, когда музыканту, артисту или поэту кажется, что продюсер заботится о его успехе, его продвижении, монетизации его творчества для него же, к его славе. Если такая «вера» живет, то это означает безграничную власть продюсера над своим подопечным.

Потому что бдительности никакой, человек подписывает любые бумаги, на любых условиях, выполняет любые распоряжения, верит любым договорам между продюсером и исполнителем.

Эх… Уже никто не помнит, что все бумаги и договоры подписываются не на месяц или два, а на несколько лет, что это серьезная работа, автором которой является музыкант, поэт, писатель, сценарист или артист – потому что именно он производит предмет продажи – творческий продукт, то, за что платит зритель или слушатель.

То, на чем зарабатывает, в том числе, и сам продюсер. Самостоятельно продюсер ничего не производит, он разрабатывает стратегию продаж, усиления популярности, но не более того. Конечно же, сами продюсеры так не считают, они уверяют, что именно в них вся суть, именно они залог успеха и, вообще, возможности сотворения чего-то нетленного.

Тут уж, каждый верит, во что хочет.

   Реальность такова, что любой договор должен быть обоюдовыгодным. А потому оценить его перед подписанием нужно совместно с юристом.

Помните, что случилось со знаменитым Димой Биланом, после смерти его продюсера Юрия Айзеншписа? Его вдова решила запретить Билану использовать собственное сценическое имя! Она доказывала, что все права принадлежали покойному супругу, а после его смерти ей. Пришлось очень  долго разбираться в судах.

Если бы в договоре между продюсером и артистом был соответствующий пункт, то прецедента могло бы не возникнуть вовсе. И ведь уловок может быть сколько угодно. Некоторые продюсеры уверяют, что договор – просто бумажка, формальность, совместное творчество не подвластно этой «рутине», не стоит о ней задумываться.

   Бывает, что неопытный работник творческой стези просто забывает забрать свой экземпляр договора, не читает договор при подписании – все это огромные риски и почти наверняка шанс остаться без прав на собственный продукт и без денег за него.

Предлагаем ознакомиться  Образец приказа на списание молочной продукции

Можно оказаться современным «рабом», который должен всё, а ему никто и ничего.

Ведь все что видит зритель, что составляет образ успешного артиста: машины, дорогая одежда, охрана, апартаменты, обычно, самому  артисту не принадлежат, а использование «для камер» отрабатывается в тройном размере.  

    Часто хитрые продюсеры заключают такие продюсерские договоры с певцом или актером, которые лишают поэта или музыканта авторских прав на их произведения.

Поверьте, «важных» аргументов у опытного продюсера хватит. Тысячи независимых артистов попадаются на такие уловки и на годы становятся рабами. К сожалению, это так.

    Поэтому необходимость юридической помощи очевидна. В идеале, конечно, до начала совместной с продюсером работы. Важно  помнить и контролировать особенно важные рабочие моменты:

  • договор с артистом на выступление;
  • договор на выступление группы;
  • концертное соглашение;
  • договор с артистом;
  • договор на оказание услуг с артистом;
  • типовой договор с артистами;
  • продюсерский договор с артистом.

   Все виды договоров должны быть правильно составлены, с учетом интересов обеих сторон, кроме того, правовой анализ договора оказания услуг возможно и при уже составленном соглашении сторонами.

Не должно прослеживаться ущемлений авторских прав, психологического давления, ограничений свобод, должны быть прописаны права на расторжение по желанию одной из сторон, все виды неустоек и штрафных санкций  должны быть прописаны также, чтобы они не возникали спонтанно.

Людям творческих профессий нужно помнить о собственных интересах, о своем будущем, о своих доходах  — ведь именно они «рождают» на свет то, чем восхищаются и за что платят миллионы.

ВНИМАНИЕ

Санкции

Как правило, в продюсерском договоре предусматриваются штрафные санкции за неисполнение артистом обязательств, например, за неявку на репетицию. Суд имеет право уменьшить штраф в случае его несоразмерности нарушению. При этом суд ориентируется в первую очередь на сумму вознаграждения по договору – вот еще одна причина для того, чтобы указать в нем реальные гонорары.

Обязать артиста возмещать убытки продюсера вполне законно, однако его ответственность в ряде случаев ограничивается реальным ущербом, а упущенная выгода не компенсируется, если исполнитель выступает как физическое лицо. Думается, в суде легче будет отстоять позицию, обосновывающую взыскание убытков в полном размере, если артист является индивидуальным предпринимателем. Впрочем, это вопрос спорный.

Разрешение споров

а) если вы найдете судью, который специализируется в рассмотрении такого рода споров, то сможете рассчитывать на более «прогрессивное» мышление и толкование закона,

б) все произойдет быстрее, чем в государственном суде (за 2-6 месяцев); кроме того, решение третейского суда не подлежит пересмотру, то есть бесконечные обжалования исключаются,

в) разбирательство будет проходить конфиденциально, материалы дела не будут доступны третьим лица.

При всем этом решение третейского суда является обязательным для сторон, и на него также можно получить исполнительный лист.

Изменение условий

Пересмотр финансовых договоренностей в связи тем, что проект начал приносить прибыль, — справедливая норма, которая предусматривается почти всегда. В качестве альтернативного варианта, можно установить зависимость между размером вознаграждения артиста и сроком фактического исполнения обязательств по договору (чем дольше стороны сотрудничают, тем больше артист получает), что гарантирует его заинтересованность в проекте.

Чем серьезнее намерения сторон, чем долгосрочнее планы совместной работы, тем тщательнее следует прорабатывать договор. Дело в том, что многолетний срок действия договора увеличивает риски, связанные с юридическим качеством документа. В российское законодательство непрерывно вносятся изменения, которые чреваты возникновением споров о том, как должны меняться правоотношения в связи с появлением новых норм (закон не всегда четко регламентирует их действие).

Статья подготовлена в соавторстве с Аллой Пашовой и впервые опубликована в журнале «Импресарио», №11-12, 2009, с.с. 72-75 (статья «Договор на страже денег»).
Обратите внимание, что с 2010 года ЕСН отменен, вместо него введены взносы, однако суть сказанного в статье в отношении продюсера, артиста и соответствующих расходов не меняется.

Помните, что в договорах может быть масса юридических нюансов, на первый взгляд никак не могущих повлиять на правовые отношения продюсера и артиста, хотя на самом деле оказывающих существенное влияние на юридическую силу и исполнение договора. Поэтому лучше обратиться к юристу, специализирующемуся в соответствующей области, за разработкой продюсерского договора специально под вас и ваши отношения продюсер-артист.