Основные методы адаптации персонала

Поскольку процесс адаптации не может быть примитивным, и представляет собой протекающее во времени действие, то у разных исследователей в области социологии возникает вопрос о его стадиях, или, правильнее говоря, об этапах.

Например, польский социолог 20 века Ян Щепаньский выделил в процессе социальной адаптации четыре этапа.

Первый этап — начальный. Он характеризуется тем, что человек на этой стадии способен усвоить только правила поведения в новой среде, но система ценностей и традиций ему пока что не знакома, или же его внутренний настрой не готов их признать (отчуждение, отвержение или отрицание системы ценностей принимающей стороны).

Второй этап – так называемый «этап терпимости». На этой стадии и индивид, и окружающая его среда признают равноценность друг друга. Этот этап сложно назвать этапом полной адаптации или принятия, но вхождение в новую среду уже частично произведено.

Третий этап – этап приспособления или так называемой аккомодации. Данная стадия связана с уступками. Например, не только новый индивид признает систему ценностей принимающей среды и воспроизводит ее, но и представители принимающей стороны признают некоторые их этих ценностей индивида. Также этот процесс можно назвать известным в физико-химических кругах термином «диффузия» — проникновение ценностей одной стороны в ценностную систему другой.

Четвертый этап – стадия полной адаптации, или ассимиляции. В данном случае индивид полностью отказывает от прежних образцов поведения, от привычного ему образа жизни и мировоззрения и принимает новые, которые господствуют в новой социальной среде.

Предыдущая этапизация Я. Щепаньского актуальна только в том случае, если отмечено кардинальное расхождение ориентации личности с ориентациями новой для нее окружающей действительности. Если же есть определенные совпадения, то актуальны будут следующие стадии социальной адаптации:

  1. Уравновешивание – оно характеризуется наименьшей степенью включенности индивида в адаптационные процессы к новой социальной среде. Чаще эта стадия связана с узнаванием новой ситуации. Новичок знакомится с новой обстановкой, присматривается к коллективу в целом и к каждому его члену в частности, устанавливает социальные контакты, изучает специфические черты психологической атмосферы. Данная стадия полностью построена на процессах установления «равновесия» между индивидом и новых для него условий;
  2. Псевдоадаптация. Самая яркая черта этой стадии – это сочетание внешней приспособленности к новой обстановке с негативным отношением к ней. Индивид как бы притворяется, что его устраивают новые правила, новые условия и система ценностей, но его внутренний мир полностью их отвергает. Тем не менее, чтобы избежать некоторых нападок извне, а также дискриминации, ему приходится жить в данном образе;
  3. Приноровление – эта стадия базируется на признании и дальнейшем (прежде всего внутреннем) принятии основных систем ценностей новой ситуации. На данном этапе очень важны взаимные уступки – как самого индивида, так и со стороны принимающего сообщества или коллектива. Индивид находит в себе силы и желания отказаться от некоторых своих взглядов и ценностей, при этом все еще сохраняя свободу выбора и решения;
  4. Уподобление – особенность данного этапа заключается в том, что происходит переориентация индивида, абсолютная трансформация его ценностей, прежней системы норм и правил поведения, его мировоззрения. Все это происходит из-за влияние окружающей среды, к которой индивиду необходимо было приспособиться и адаптироваться.
Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

Стоит отметить, что для каждого эти стадии индивидуальны, так как кому-то требуется пройти через все этапы социальной адаптации, а кому-то достаточно будет перейти с первой стадии к последней (от уравновешивания к уподоблению) без дополнительных этапов.

В рамках нашей работы важно рассмотреть то, как каждый период социализации и социальной адаптации характеризуется особым видом деятельности.
В социальной адаптации детей рассматривают определенные этапы, рассмотрим их подробнее.

Возраст от рождения до 1 года – отмечается повышенная эмоциональная зависимость ребенка от взрослого человека, их постоянное общение и взаимодействие.

Возраст от 1 до 3 лет – в процессе адаптации ребенок сознательно использует манипулятивные средства, также происходит некоторое самосознание.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) – присуща игровая деятельность, появление в общении ребенка ролевого фактора, соотнесение себя с тем или иным персонажем (чаще всего с родителем, поскольку социальная адаптация происходит в первую очередь в семье, с членов которой ребенок берет пример).

Дети младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) – активная учебная деятельность, адаптация к школе и одноклассникам, интенсивное интеллектуальное развитие, способность не только к активной деятельности, но и проявление лидерских (или наоборот) качеств.

Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) – активное общение со сверстниками. Ведение таких видов деятельности, как: трудовая, учебная, спортивная, творческая. На данном этапе ребенок начинает проявлять интерес к противоположному полу, что является еще одним новым способом адаптации. Появляются чувства взрослости, смена настроение и интересов, развитие волевых качеств, проявление интереса и любви не только к родителям, но и к друзьям, а также к представителю противоположного пола.

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

Адаптация

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

совокупность морфо-физиологических процессов, обеспечивающих

приспособление организма к изменяющимся условиям среды

(общеприродным, производственным, социальным)

Генотипическая адаптация

совокупность морфо-физиологических и поведенческих

особенностей, направленных на поддержание гомеостаза,

позволяющих существовать организму в сложных условиях

среды;

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

Фенотипическая адаптация

приспособление организма, приобретаемое в ходе индивидуальной

жизни, формируется в процессе взаимодействия особи с

окружающей средой и обеспечивается индивидуальными морфофизиологическими изменениями

— срочный этап — возникает непосредственно после начала

Предлагаем ознакомиться  Зарплаты в Швейцарии - SWI swissinfo.ch

действия фактора и реализуется на основе готовых, ранее

сформировавшихся механизмов;

Основная черта этого этапа — деятельность организма протекает

на пределе его физиологических возможностей;

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

— долговременный этап — возникает постепенно, в результате

длительного или многократного действия на организм факторов

среды; развивается на основе многократной реализации срочной

адаптации.

Основная особенность — постепенные количественные изменения

организма приводят к приобретению им новых качеств, организм

из неадаптированного переходит в адаптированный.

1. Стадия срочной адаптации характеризуется мобилизацией

предсуществовавших адаптационных механизмов;

— гиперфункция систем, специфически ответственных за

приспособление к данному фактору;

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

— стресс-синдром;

— значительные сдвиги параметров гомеостаза.

2. Стадия перехода срочного этапа к долговременному

— активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках

системы, специфически ответственной за адаптацию;

Методы адаптации персонала

— увеличение мощности этой доминирующей системы;

— постепенное уменьшение признаков стресс — синдрома.

повышенный функциональный резерв организма.

4. Стадия изнашивания и функциональной недостаточности развивается только в том случае, если имеет место чрезмерная

напряженная адаптация и как следствие — нарушение структуры и

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

функции;

Структурная цена адаптации

это то количество структур т.е. молекул нуклеиновых кислот и

белка, которые организм должен дополнительно синтезировать

для того, чтобы осуществить данную адаптационную реакцию

(гипертрофия органов, повреждение мембраны клеток,

гиперферменемия, изменение азотистого баланса, и т.д.).

Критерии адаптации (В. П. Казначеев, 1980).

Термодинамический

критерий

восстановление

стационарного состояния, т. е. равенства прихода и расхода

энергии.

Кибернетический критерий —эффективность систем

управления при сформированной адаптации достигается

минимальной ценой;

Физиологический критерий — восстановление на новом

уровне нарушенного гомеостаза, перенастройка его

показателей.

Биологический критерий — сохранение прогрессивной

эволюции и оптимальной численности вида.

— устойчивый уровень активности и взаимодействия функциональных

систем;

— восстановление полной физической и умственной работоспособности, их

сохранение или даже повышение;

воспроизведение здорового потомства;

оптимальное соотношение гормонов гипофиза и надпочечников;

сохранение показателей на оптимальном уровне различных

гомеостатических систем;

оптимальность различных функций при использовании тестовых

нагрузок и др.

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

Стресс (напряжение)

неспецифические психофизиологические проявления

адаптационной активности при действии любых

значимых для организма факторов

Физиологический стресс

реакция всего организма, охватывающая комплекс

неспецифических изменений адаптивного характера,

проявляющихся на различных уровнях (вегетативном,

гуморальном, биохимическом, поведенческом,

психическом) и направленных на защиту организма от

отрицательных последствий раздражителей различной

природы..

Виды стресса

Физический (физиологический). Возникает при физической

перегрузке организма и (или) воздействия на него вредных

факторов окружающей среды;

Психоэмоциональный (психологический) — выполнение

слишком большого объема работы и ответственности за качество

сложной и длительной работы.

Эустресс — имеет два значения — «стресс, вызванный

положительными

эмоциями»

«несильный

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

стресс,

мобилизующий организм».

Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в

силах справиться.

Эмоциональный стресс – эмоциональные процессы,

Основные методы адаптации персонала

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Методы адаптации персонала

Адаптация персонала нужна для органичного вхождения нового служащего в коллектив и погружения его в рабочий процесс, передачи ему необходимой информации.Она имеет следующие цели и задачи:

  • сократить текучку кадров;
  • как можно скорее передать дела новичкам, включить их в рабочий контекст;
  • замотивировать людей на качественный производительный труд;
  • укрепить командный дух среди персонала.

Организацией системы адаптации, отбором методов занимаются HR-отдел и руководители подразделений, куда нанимают работников.HR-отдел (или же конкретный специалист по кадрам, ответственный за адаптацию персонала) выполняет следующие задачи:

  • проводит семинары, тренинги, курсы, посвященные методам адаптации;
  • организует собеседования недавно принятых кадров с их старшими кураторами или начальниками;
  • проводит интенсивные курсы по адаптации персонала для руководителей отделов, вступающих в должность;
  • организует специальные мероприятия по подготовке кураторов;
  • разрабатывает стратегию постепенного усложнения задач, которые ставятся перед новыми сотрудниками;
  • выполняет мелкие социальные поручения, необходимые для налаживания контакта между коллективом и новым работником;
  • применяет ролевые игры, тематические кейсы для сплочения персонала.

В любой организации должна существовать собственная программа адаптации новых работников. В ней обязательно будут присутствовать такие этапы, как:

  1. Подготовительный.

Новичка представляют остальному персоналу предприятия, организуют ему рабочее место, назначают куратора, оформляют все документы по приему на работу. На этом этапе адаптации нового специалиста могут также знакомить со структурой, целями, продукцией и миссией компании, рассказывать о ее истории, обозначать актуальные задачи, трудовой регламент и нормы корпоративной культуры.

  1. Обучение.

Новичку дают теоретическую подготовку, необходимую для работы, знакомят с его должностными обязанностями, требованиями.

  1. Практические задания.

Нового сотрудника включают в текущий трудовой процесс как наблюдателя, а чуть позже – как самостоятельного участника.

  1. Итоги испытательного периода.

Дается оценка деятельности нового работника в течение испытательного срока: его способности, преимущества и недостатки, качество труда. Необходимо принять решение о том, станет ли этот человек полноправным сотрудником фирмы или вынужден будет искать другое место.

Успех в адаптации сотрудника определяется следующими признаками:

  • работник справляется со всеми обязанностями и задачами;
  • ориентируется в организационной структуре компании, знает своих коллег и начальников по именам, установил хорошие отношения с коллективом;
  • доказал свою способность решать нестандартные задачи и брать на себя ответственность за результаты своей деятельности;
  • правильно использует офисную технику, понимает принципы ее работы;
  • знает, какая система поощрений и наказаний принята в фирме;
  • следует корпоративным нормам поведения и этикету общения;
  • вписался в неформальную группу (объединение по интересам, дружескую компанию, группу единомышленников).

Удачно адаптировавшийся специалист овладевает правильными шаблонами поведения, касающимися непосредственно работы, делового общения и межличностных контактов.Опытный кадровый менеджер принимает активное участие в адаптации новых сотрудников, помогая им влиться в коллектив. Если адаптация не удастся, ему придется искать других кандидатов, чтобы закрыть вакансию, поэтому он в первую очередь заинтересован в том, чтобы новичок прижился в компании, координирует все этапы адаптации и отвечает на все возникающие вопросы.

В ходе адаптации персонала у HR-менеджера есть масса возможностей и методов влияния на новых работников: он дает им советы, подсказывает варианты действий (даже в том, что касается мест, где лучше пообедать), объясняет, как следует себя вести и что надевать. Кроме того, он общается с прямым начальником сотрудника и обсуждает все возникающие трудности.

Предлагаем ознакомиться  График на 5 человек на 7 дней

Метод неформализованного сопровождения недавно нанятого персонала увеличивает результативность его адаптации, если действовать продуманно и целенаправленно. Новичка предстоит ознакомить не только с особенностями работы, но и со спецификой взаимоотношений в команде, а также представить остальным сотрудникам.

HR-менеджеры могут использовать корпоративное мероприятие для того, чтобы познакомить нового работника с трудовым коллективом и организовать ему легкий старт в отношениях с будущими коллегами. Например, можно устроить неформальное чаепитие вскоре после того, как был нанят новый человек.Или, к примеру, можно воспользоваться коллективным походом в кафе или поздравлением именинников, чтобы представить людям их нового коллегу.

  • что надеть;
  • можно ли демонстрировать свое чувство юмора;
  • какие темы для бесед уместны;
  • о чём нужно сказать в тосте, вступительной речи и т. п.

В некоторых компаниях принято проводить самопрезентацию. В этом случае новым работникам должны помочь составить и отрепетировать текст и посоветовать, с кем познакомиться в ходе корпоратива.Такие мероприятия обычно организуют руководители департаментов либо HR-менеджеры. Однако, если традиция собраний в необычной обстановке не прижилась в фирме, не стоит использовать их как метод адаптации персонала.

В этом случае для корпоратива нужен весомый повод. Лучше ориентироваться на общепринятые праздники и события (окончание рабочей недели, дни рождения сотрудников) и представлять нового члена коллектива на одном из таких собраний. Но познакомить новичка с остальным персоналом необходимо в любом случае, и это должно быть продумано при планировании мероприятия (иначе работник получит только стресс).

  1. «Оптический».

Работодатели обычно формулируют его так: «Начинайте работать, мы посмотрим на то, как вы это делаете, и по результатам договоримся об оплате и ваших обязанностях». Такие руководители исходят из того, что конкуренция за рабочее место среди специалистов с нужной подготовкой и квалификацией велика, поэтому можно легко заменить один кадр другим. Для кандидата же это выглядит так, будто компания в нём не заинтересована и вообще ненадежна, склонна к обману.

  1. «Армейский».

Этот подход к адаптации персонала описывается пословицей «Тяжело в учении, легко в бою». Во время испытательного срока сотруднику никак не помогают адаптироваться и войти в курс дела, могут даже не выдать необходимые материалы и нарочно создавать препятствия в работе. В ряде случаев это делается для того, чтобы можно было легко выгнать специалиста, сказав, что он не справился, и взять другого новичка.

Но, как правило, в основном это вызвано стремлением найти самого лучшего кандидата на вакансию, а не пользоваться неоплачиваемым трудом людей на испытательном сроке. Однако такие методы в любом случае деструктивны.Даже те, кто умудрился пройти период адаптации и официально трудоустроиться в подобной компании, вскоре начинают работать спустя рукава (поскольку всё самое трудное уже позади) либо мстят за пренебрежение и жестокие методы адаптации на испытательном сроке.

Такое явление, как дедовщина, для подобных организаций вполне типично и неизбежно, и они могут просто лишиться притока соискателей из-за сложившейся плохой репутации.Строгая дисциплина и жесткие методы в период адаптации нового персонала оправданы только тогда, когда они применяются и ко всем остальным работникам тоже и являются стилем управления в компании.

  1. «Партнерский».

Это наиболее зрелый и цивилизованный подход к найму и адаптации персонала. Он практикуется в тех организациях, где осознают важность быстроты проверки кандидата на соответствие должности и стремятся сократить издержки, связанные с поиском и подготовкой кадров. Опытные наниматели понимают, что найти готового идеального работника практически невозможно, придется иметь дело с реальностью, а не только со своими ожиданиями, и готовы выращивать необходимых специалистов, вкладываясь в их адаптацию и выбирая подходящие методы для этого.

  • телефонные номера различных отделов организации, внешние телефоны;
  • правила и запреты, касающиеся междугородных и международных звонков, использования рабочих телефонов в личных нуждах;
  • бланк заявления на создание электронной почты (учетной записи в CRM-системе компании и т. п.), подключение к интернету;
  • порядок оформления пропуска и парковочного места;
  • бланк заявления на подключение корпоративной связи (если этого требует специфика и методы работы);
  • информация о том, как получить всю необходимую оргтехнику, канцтовары, расходные материалы.

Методы адаптации персонала

В этот момент непосредственный начальник новичка, которому предстоит адаптация в компании:

  • просматривает должностную инструкцию (актуальна ли она, не противоречит ли внутренним нормам фирмы);
  • назначает наставника, если кураторство принято в данной организации в качестве метода адаптации персонала.

Стадия 2. Первый рабочий день.Менеджер по персоналу встречает нового человека, приводит его на рабочее место, передает ему информационные материалы, оформляет трудовой договор и другие документы, дает советы, касающиеся первого рабочего дня.Непосредственный руководитель:

  • представляет нового работника коллективу;
  • представляет новичка наставнику;
  • информирует обо всех организационных моментах: выплате заработной платы и системе поощрения и штрафов, структуре компании.

Наставник:

  • рассказывает о внутреннем режиме и правилах работы, поведения на рабочем месте (графике, перерывах, пропускной системе и безопасности, стиле одежды и т. п.), а также о том, какие ритуалы и неписаные правила существуют в фирме;
  • показывает, где в здании расположены все необходимые объекты – санузлы, кухни, курилки;
  • беседует с новым сотрудником после первого рабочего дня.
  • подробное ознакомление со спецификой работы компании;
  • изучение ее организационной структуры и способа принятия решений;
  • вхождение в контекст трудовой деятельности (для правильного исполнения служебных обязанностей);
  • дообучение и приобретение навыков, которые потребуются в работе;
  • интеграция в коллектив;
  • нахождение своего места в команде, перенятие командного духа.
  • анализ документации (включая внутренние нормативные акты, устанавливающие порядок проведения мероприятий по адаптации);
  • контроль предпринимаемых действий и процедур по адаптации персонала.

19. Стадии стресса (по Г. Селье)

функции;

Термодинамический

Предлагаем ознакомиться  Как продать долю в квартире в 2019 году: пошаговая инструкция

критерий

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

восстановление

энергии.

показателей.

Адаптация к биологическим и социальным факторам может быть

достигнута только за счет формирования в головном мозге

систем, обеспечивающих возникновение новых навыков и

Методы адаптации персонала

поведенческих реакций

(т.е. системный структурный след представляет собой выражение

памяти мозга)

1.стадия — формирование условных рефлексов (генерализация);

2. стадия — консолидация возникшей условно – рефлекторной связи;

3. стадия — новый условно-рефлекторный стереотип является

устойчивым;

4. стадия — разрушение сложившегося структурного следа.

Физиологическая роль адаптации

Адаптации

повышают

вероятность

выживания

индивидуума, организм приобретает отсутствовавшую

ранее устойчивость к действующим факторам среды.

Адаптации повышают эффективность и экономичность

использования ресурсов.

Адаптации предупреждают повреждение организма не

только действующими экстремальными факторами, но и

другими воздействиями (перекрестная резистентность).

Функциональные улучшения в одной системе могут

сопровождаться ухудшением в других системах организма.

Методы адаптации персонала

Селье Ганс

(1907-1982)

Канадский

патолог

эндокринолог, сформулировал

концепцию

стресса,

Методы адаптации персонала

ввёл

понятие

общего

адаптационного

синдрома,

болезней адаптации.

Стресс (напряжение)

природы..

Виды стресса

положительными

эмоциями»

«несильный

стресс,

Методы адаптации персонала

силах справиться.

изменениям в организме;

Хронический — предполагает наличие постоянной значительной

физической и моральной нагрузки на человека;

Острый — состояние человека после события или явления, в

результате которого происходит потеря психологического

равновесия;

Информационный — возникает в ситуациях информационных

перегрузок или от информационного голода;

Рабочий — стремление сделать карьеру и при этом длительное

отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка,

когда работа вызывает хроническую усталость и частные

отрицательные эмоции

Адаптация. Виды, этапы, стадии и критерии адаптации. (Лекция 6)

Финансовый — ситуации, когда наши расходы значительно

больше доходов;

Общественный — развивается у какой-то группы людей;

Внутриличностный стресс – это наши нереализованные

потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

Экологический стресс — разнообразные факторы, в том

числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды, ожидание

неблагоприятного

воздействия

плохой

экологической

обстановки и т. д.

температурные, механические, химические, электромагнитные

раздражители, значительные суточные колебания напряжения

геомагнитного

поля

Земли,

атмосферное

давление,

ионизирующая радиация и т.д.

Кроме физических факторов ими могут быть также депривация

жизненно

важных

функций

(недостаток

сна,

пищи),

нереализованные биологические и социальные потребности,

информационные

перегрузки,

наличие

вызывающая отрицательные эмоции и т.д.

угрозы

жизни,

физические нагрузки);

Психоэмоциональный (второсигнальный) стресс

раздражитель может стать стрессором в результате его

когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек

приписывает данному раздражителю; возникает в результате

собственной позиции индивида (человек реагирует на то, что

его окружает в соответствии со своей интерпретацией

внешних стимулов, которая зависит от личностных

особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т.д)

организма при действии на него повреждающего

фактора.

Одновременно стресс — это форма опережающего

отражения действительности.

С помощью определенных, эволюционно закрепившихся

неспецифических реакций организм уходит от

повреждающего эффекта раздражителя до того, как вызванные

им изменения станут необратимыми.

фаза шока (наступает сразу после действия раздражителя и

характеризуется сгущением крови, гипотонией, нарушением жизненно

важных функций организма);

фаза противошока (происходит ответное усиление секреции

кортикотропина, глюкокортикоидов, снижается количество лимфоцитов,

эозинофилов, повышается содержание нейтрофилов, проницаемость

стенок капилляров …);

2. стадия «резистентности» (stage of resistense)

а) наблюдается в экстремальных состояниях: продукция катехоламинов,

глюкокортикоидов стремиться к максимуму, продукция инсулина к

минимуму; организм работает на пределе и быстро переходит в третью

стадию стресса — истощения;

наблюдается

субэкстремальных

изменения

вышеперечисленных гормонов не достигает максимума и развивается

состояние хронического напряжения;

19. Стадии стресса (по Г. Селье)

функции;

Термодинамический

критерий

восстановление

энергии.

показателей.

Стресс (напряжение)

природы..

Виды стресса

положительными

эмоциями»

«несильный

стресс,

силах справиться.

равновесия;

больше доходов;

неблагоприятного

воздействия

плохой

экологической

геомагнитного

поля

Земли,

атмосферное

давление,

жизненно

важных

функций

(недостаток

сна,

пищи),

информационные

перегрузки,

наличие

угрозы

жизни,

фактора.

наблюдается

субэкстремальных

изменения

16. Физический (физиологический, первосигнальный) стресс результат воздействия раздражителя через какой — либо сенсорный или

геомагнитного

поля

Земли,

атмосферное

давление,

жизненно

важных

функций

(недостаток

сна,

пищи),

информационные

перегрузки,

наличие

угрозы

жизни,

процессы

организме

хорошо

компенсируются, организм переходит на новый уровень

регуляции, более знакомый и более целесообразный;

уровень катехоламинов и глюкокортикоидов несколько

выше, а уровень инсулина — ниже исходного уровня.

3. стадия «истощения» (stage of exhaustion)

наступает в том случае, если стрессор продолжает

действовать; возникает срыв регуляторных механизмов;

гибель организма, вероятно, наступает в связи с

нарушением

энергообеспечения

адаптационных

процессов.

Стресс – реализующая система

регуляторный комплекс,

активирующий и координирующий все

изменения в организме, составляющие

адаптивную реакцию на стрессоры.

Центральное звено

(гипоталамус и другие отделы ствола мозга)

— нейроны

паравентрикулярных

ядер

вырабатывают

кортиколиберин (КЛ-нейроны), активирующий ось «АКТГ —

глюкокортикоиды

коры

надпочечников»;

реализует

поведенческие и гормональные реакции при стрессе, влияет на

иммунную систему.

-нейроны паравентрикулярных ядер вырабатывают гормон

аргинин-вазопрессин (АВ-нейроны), который активирует

образование АКТГ, симпатический отдел нервной системы и

тормозит иммунные реакции.

— нейроны гипоталамуса и голубого пятна среднего мозга

вырабатывают норадреналин (НА-нейроны).

Эфферентные звенья

(соединяют центральное звено с исполнительными

органами)

-гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковое

(глюкортикоиды коры надпочечников);

звено

гипоталамо-

-гипоталамо-гипофизарно-тиреоидное

гипофизарно-гонадное звенья;

-симпатоадреналовое

звено (спинальные центры

симпатической нервной системы и мозговой слой

надпочечников);

— парасимпатическое звено изучено плохо (участвует в

развитии гиперинсулинемии).

Стресс-лимитирующие механизмы общего

адаптационного

синдрома

(направленны на предотвращение чрезмерной гиперактивации,

граничащей с патологией)

1) ГАМК-ергическая система;

2) Опиоидная система (эндогенные опиаты);

3) Антиоксиданты;

4) Мелатонин;

5) Оксид азота;

6) Трофотропные механизмы.

7) Стресс-белки (белки теплового шока).

Стресс-реализующие системы

симпатоадреналовая, гипоталамогипофизарная, соматотропин,

тиреотропин-тиреоидные гормоны, паратирин, вазопрессин,

ренинангиотензиновая система.

Стресс-лимитирующие системы

— центральные: опиоиды, серотонин, ГАМК-ергическая система,

мелатонин, дофамин.

— местные: простагландины, антиоксидантные ферменты,

адениннуклеотиды.

Профилактика стресса

— систематически проводимые физические тренировки;

— занятия любым видом искусства (творчество);

— пребывание на природе, общение с домашними

животными;

— смехотерапия;

-релаксация;

— йога;

— массаж (самомассаж, аппаратный массаж);

— баня (русская или финская);

— моржевание;

— танцы;

— практики Тай-Цзи Цюань, Ци-Гунь и др.,

— молитвенная практика;

— ведение дневника и др.