Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

1. Рекомендации по оптимизации
используемых подходов деления на лоты

В работе использованы следующие понятия: контракт, лот, однолотовая
закупка, многолотовая закупка, простая закупочная процедура, сложная закупочная
процедура.

Контракт «( государственный контракт, муниципальный контракт) — договор,
заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации
(государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт)
государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно
государственных нужд, муниципальных нужд».

Лот — часть закупочной процедуры, в отношении которой заключается отдельный
государственный или муниципальный контракт.

Однолотовая закупка — закупочная процедура, по результатам проведения которой
может быть выявлен только один победитель(за исключением случаев проведения
совместных торгов).

Многолотовая закупка — закупочная процедура, по результатам которой заключается
несколько контрактов с победителями.

Простая закупочная процедура — запрос котировок, закупка у
единственного поставщика.

Сложная закупочная процедура — все типы торгов (аукционов и
конкурсов), а также конкурентные переговоры.

Вопрос деления закупки на лоты мало освещен в специальной отечественной
литературе, но существует ряд работ, зарубежных авторов по данной тематике. На
сегодняшний день не разработан единый подход к формированию лотов, ученые и
практики предлагают ряд способов оптимизации такого деления, но эти предложения
не являются системными.

Рассмотрены механизмы повышения эффективности деления на лоты: во-первых,
за счет определения предмета контракта, основывающегося на оценке количества и
размера поставщиков, а также структуры их издержек на выполнение контракта,
во-вторых, за счет выбора оптимального формата торгов, в-третьих, за счет
выбора типа заключаемого контракта.

Принимая решение о составе лотов заказчик должен прежде всего обращать
внимание на структуру издержек поставщика на исполнение контракта ( в том числе
на производство продукции, поставку).

В зависимости от структуры издержек на производство и поставку товаров
(оказание услуг, выполнение работ) их можно поделить на субституты, комплементы
и нейтральные блага. Одноименные и взаимозаменяемые товары являются
субститутами и являются вариантами товаров, работ и услуг, которые поставщики
могут предложить для поставки в своей заявке на участие в закупочной процедуре,
в таком случае поставщик выбирает, наиболее выгодный (или доступный) для него
вариант объекта поставки.

Технологически и функционально взаимосвязанные
товары, работы и услуги, как правило, являются комплементами и их объединение в
один лот будет более экономичным по сравнению с их раздельной поставкой.
Объединение в один лот нейтральных благ будет дороже, их отдельной поставки.
при поставке не равнозначной продукции, когда предмет контракта включает в себя
несколько разнородных объектов- их совместная поставка может оказывать как
увеличивать, так и сокращать издержки поставщика.. Dimitri, R. Pacini, M.
Pagnozzi, G.

Spagnolo указали на необходимость учета комплементарности объектов
в составе лота, она может быть как положительной, так и отрицательной.
“Контракты с положительной комплементарностью — для поставщиков выгоднее
поставить объекты совместно, а не по отдельности”, по этой причине совместная
закупка таких объектов дешевле раздельной.

Отрицательная комплементарность обратное
явление, совместное присуждение контрактов в таком случае менее выгодно для
поставщиков- увеличивает цену совместной поставки, по сравнению с раздельной.
Таким образом, комплементарность оказывает воздействие на решение поставщика
подавать заявку на участие в закупочной процедуре.

Рассмотрим влияние на эффективность закупки наличие положительной
комплементарности между объектами. В случае наличия комплементарности между
товарами сильное воздействие оказывают постоянные издержки поставщика на
выполнение контракта, деление на слишком мелкие лоты может быть невыгодным
из-за доминирования постоянных издержек над переменными.

При делении заказа на
более мелкие лоты, у поставщика появляется риск того, что он не выиграет все
желаемые лоты и постоянные издержки лягут на один лот, по этой причине
поставщики закладывают всю сумму постоянных издержек в цену одного лота, чтобы
не понести издержки в случае выигрыша одного контракта из нескольких
возможных..

Таким образом, заказчик при делении на лоты должен оценивать наличие
комплементарности между объектами и степень её влияния, пытаться рассчитать
оптимальную комбинацию объектов в лоте в соответствии с издержками поставщиков.
Стоит отметить, что заказчику редко доступна информация об издержках
потенциальных поставщиков, кроме того, у них имеются индивидуальные различия,
это усложняет выбор, принимаемый государственным (муниципальным) заказчиком.

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Выбор размера лота зависит от специфики рынка этого объекта. Принимая
решение о делении на лоты, заказчик должен учитывать количество и размер
потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг (данный фактор оказывает
воздействие, как при наличие комплементарности между предметами закупки, так и
при отсутствии). Заказчик в зависимости от конъюнктуры рынка принимает решение
об укрупнении или уменьшении лота.

1) Влияние числа поставщиков на решение заказчикаи Yellen рассмотрели стратегии
аукциониста-монополиста, который продает два независимых товара и доказали, что
при невысокой конкуренции аукционисту становится более выгодной стратегия
объединения лотов. Этот вывод можно перенести на государственного заказчика,
проводящего закупку, что обозначает, что число лотов должно быть меньше
количества поставщиков.

Palfrey,
рассматривая рынок с двумя покупателями (аукционист проводит аукцион на
повышение) пришел к выводу, что для них предпочтительней закупка, разделенная
на лоты, соответственно продавец может выиграть, объединив лоты в один, для
повышения конкуренции. Если же на рынке существует более двух покупателей то,
многолотовая закупка увеличит выигрыш продавца.

К аналогичным выводам о влиянии количества лотов на уровень конкуренции
пришли V. Grimm, R. Pacini, G.Spagnolo, M. Zanza в статье “Division into lots and competition in procurement” . При этом ученые сделали акцент на
том, что неправильное деление на лоты способствует сговору между поставщиками.
Заказчик должен так поделить закупку на лоты, чтобы участникам было сложно их
разделить между собой, так как чем выше конкуренция на рынке, тем выше транзакционные
издержки участников по вступлению в сговор.

Соответственно число потенциальных
участников закупочной процедуры должно превосходить число лотов закупки. Также
возможна и обратная ситуация, когда при небольшом количестве поставщиков заказ
делится на большое количество частей, в таком случае, заказчикам будет сложнее
разделить эти части между собой.

Предлагаем ознакомиться  Перевозка ЖБО - советы адвокатов и юристов

Таким образом, государственный заказчик должен использовать при
формировании лотов, имеющуюся у него информацию о количестве и размере
потенциальных поставщиков.

2) Влияние размера фирм поставщиков на формирование предмета
контракта

Государственный заказчик, выбирая размеры одного лота, должен учитывать
размеры потенциальных поставщиков, их технологические мощности, кадровое
обеспечение , квалификацию и наличие других факторов производства. Более мелкие
лоты привлекают меньшие фирмы к участию в торгах, которые исключены из торгов
при продаже крупных лотов.

В то же время мелкие лоты не привлекательны для
крупных фирм.Avery, Terrency Hendershott доказали, что при разделении крупного
лота на более мелкие, необходимо оценивать конкуренцию поставщиков за каждый
лот, так как даже в случае, существенного прироста прибыли за счет конкуренции
за один из лотов, заказчик может больше проиграть из-за сокращения конкуренции
за второй.. Grimm, R. Pacini, G.Spagnolo, M.

Zanza советуют заказчикам для
привлечения новых поставщиков и малого бизнеса оставлять лот в рамках
многолотовой процедуры для СМП. В случае, если заказчик резервирует не
конкретный лот, а дает возможность малым предпринимателям выиграть любой лот,
при этом остальные поставщики смогут подать заявки на все лоты за исключением
одного, это усложнит кооперацию между участниками.

В то же время существует и противоположный взгляд на необходимость
уменьшения лотов для привлечения небольших поставщиков, Veronika Grimm (2006)
утверждает, что объединение лотов не значительно снижает эффективность закупки,
в связи с широко развитой системой субконтрактования, через которую малые фирмы
получают доступ к выполнению частей крупного контракта.

Под субконтрактованием понимается возможность фирм выполнить часть
заключенного другой фирмой контракта, а не весь контракт. Morton I. Kamien,
Lode Li, Dov Samet оценили выгодность субконтрактования для заказчиков в рамках
двухэтапных торгов и они доказали, что в таком случае оно не выгодно для них.

Таким образом, укрупнение лотов при предоставлении права
субконтрактования более выгодно в одноэтапных торгах, а в многоэтапных торгах
может привести росту издержек заказчика.

3) Способы учета конкуренции

Для того, чтобы принять в конкретной ситуации решение о формировании
лотов заказчику необходимо оценить ситуацию на конкретном рынке. Рассмотрим
несколько подходов к оценке конкуренции на рынке.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

          2. Достоинства и недостатки
деления на лоты

) определение предмета контракта (товары, работы и услуги, которые будут
поставлены совместно, их объемы и порядок поставки);

) проведение многолотовых закупочных процедур.

Далее в работе понятие «лот» отождествляется с определением «предмета
контракта».

При определении предмета контракта государственный заказчик должен решить
следующую задачу: как в соответствии с действующим законодательством
сформировать предмет контракта так, чтобы он минимизировал издержки заказчика
(в том числе и на проведение закупочной процедуры) и стимулировал эффективное
исполнение контракта.

Сложность принимаемого решения в том, что не существует универсального
подхода к покупке благ, поскольку всё зависит от условий конкретной поставки:
срочности, региона, объемов, возможности определить свои потребности в объекте
закупки на длительный период и т.д.

Рассмотрим влияние выбора (определения) основных параметров лота: объема
и состава.

При определении объема лота действия заказчика можно разделить на:
уменьшение (дробление) и укрупнение (объединение). Решение поделить общий объем
поставки на более мелкие лоты или закупить различные (технологически и
функционально взаимосвязанные, но не одноименные) товары, работы или услуги
(далее объекты поставки) в разных лотах имеет ряд преимуществ и недостатков.

К достоинствам деления на меньшие лоты относится возможность поставщиков
выбирать желаемый объем и объект поставки. Более того, деление на лоты
позволяет “привлечь нескольких поставщиков к одновременной поставке в рамках
размещенного заказа по лотам, что уменьшает риск срыва поставок”. В этом случае
распределяются риски заказчика, связанные с зависимостью исполнения контракта
от одного поставщика.

В случае если поставщик не выполняет, предусмотренных
контрактом обязательств, государственному заказчику потребуется время на
расторжение контракта с таким поставщиком и заключение нового, при этом его
нужды не удовлетворяются. В случае разделения общего объема поставки между
несколькими поставщиками- заказ не будет “сорван” полностью, из-за
оппортунистического поведения одного из них.

Предлагаем ознакомиться  Могут ли посадить в тюрьму за неуплату алиментов

Еще одним аргументом в пользу деления заказа на более мелкие лоты
является повышение конкуренции за счет привлечения фирм меньшего размера, в том
числе малого предпринимательства, так как поставка недифференцированной по
составу продукции или продукции в меньших объемах способствует участию
небольших фирм.

Поддержка субъектов малого предпринимательства (далее СМП) , как правило,
является частью государственной политики. Таким образом, формирование небольших
по размеру и не сильно дифференцированных по составу лотов считается
инструментом политики поддержки СМП, которые не способны выполнить крупный
заказ самостоятельно.

Формирование меньшего числа лотов способствует росту конкуренции за право
заключить контракты, снижает вероятность сговора на рынке при большом
количестве поставщиков. Крупные лоты более интересны для крупных участников
рынка из-за наличия эффекта экономии от масштаба. Вероятность выиграть весь
объем поставки при делении на меньшие лоты снижается, так как поставщикам
становится сложнее оценить издержки соперников, в результате чего, при
соотнесении издержек и выгод крупные поставщики могут принять решение
отказаться от участия в закупочной процедуре.

Объединение технологически и функционально взаимосвязанной, но не
одноименной продукции, также влияет на привлекательность лота для поставщиков.
При этом эффективность такого объединения зависит в большей степени не от
размера фирм на рынке, а от дифферецированности их деятельности (без учета
возможности субконтрактования).

Многолотовые закупки могут способствовать повышению эффективности
формирования лотов заказчиками только в том случае, если они помогают решить
проблему асимметрии информации между заказчиками и поставщиками, и у
поставщиков появляется возможность с большей вероятностью выиграть для поставки
желаемый набор товаров, работ и услуг привлекательного для них объема.

●          стимулировать рост конкуренции как в
конкретный момент, так и в будущем;

●          распределить риски между
поставщиками;

●          привлечь малый и средний бизнес и
новые фирмы к участию;

·        снизить привлекательность лотов для крупных поставщиков;

●          увеличить возможность распределения
лотов между поставщиками в случае сговора.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос предложений

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Главное достоинство запроса предложений — более  короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию КОММУНАЛЬЩИК ПЛЮС

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

          5. Выводы

Итак, в Главе было дано представление о делении на лоты как о процедуре
определения объема и состава предмета контракта. Данный механизм может
использоваться для стимулирования конкуренции, распределения рисков между
поставщиками, снижения вероятности сговора, а также привлечения к
государственным закупкам СМП. При этом контракты могут присуждаться в рамках
однолотовых и многолотовых процедур.

В ходе анализа научной литературы в сфере было выявлено ряд факторов
оказывающих влияние на эффективность определения предмета контракта: наличие
положительной или отрицательной комплементарности между товарами, работами и
услугами, учет уровня конкуренция на рынке товаров и услуг, размер участников
этого рынка, а также степень дифференцированности их деятельности.

Было доказано, что комбинаторные торги позволяют заказчикам повысить
экономию бюджетных средств, в связи с тем, что при подаче пакетных заявок,
поставщики раскрывают информацию о своих предпочтениях размера и состава лотов,
а возможность заключения стимулирующих контрактов; контрактов, покрывающих
издержки поставщика, и рамочных соглашений повышают эффективность исполнения
сложных, крупных и длительных контрактов, повышают их привлекательность как для
поставщиков.

Выявленные подходы к повышению эффективности деления на лоты будут использованы
в следующих Главах для оценки законодательного регулирования данного аспекта в
разных странах, а также для выработки рекомендаций по улучшению использования
данного инструмента в России.

Анализ международного законодательства выявил следующие направления
использования механизма деления на лоты: использования некрупных лотов,
распространенность использования механизма субконтрактования для привлечения
малого и среднего бизнеса у участию в процедурах, использования нескольких
типов контрактов, а также закупочных процедур, способствующих повышению
эффективности деления на лотов.

В российском законодательстве о государственных закупках деление на лоты
используется для привлечения к участию малого и среднего бизнеса, поддержания
конкуренции за счет функциональной и технической совместимости объектов в лоте,
уменьшения размеров лота. Существует тенденция к формированию лотов меньших
размеров для использования простых закупочных процедур.

В российском и международном законодательстве не уделяется внимание
оптимизации размеров лотов и их состава в зависимости от характеристик предмета
поставки и конъюнктуры соответствующего рынка Закупочные процедуры,
предусмотренные 94-ФЗ и 44-ФЗ, не стимулируют снижение стоимости общего объема
закупок за счет учета комплементарности объектов.

Таким образом, можно заключить, что в законодательстве ЕС и США заложено
больше механизмов, способствующих эффективному формированию лотов чем в
законодательстве России (как в 94-ФЗ, так и в 44-ФЗ).А именно за счет большего
числа используемых типов контрактов, форматов процедур и некоторых других
элементов, способствующих учету конкуренции на рынке. В то же время не в одном
из рассмотренных законодательных актов не было выявлено подходов к учету
комплементарности при формировании лотов.

В следующей части работы представлен анализ, выявленных в данной Главе
подходов к формированию лотов в Российской Федерации.

лот государственный закупка

Оценка оснований определения объемов и состава лотов России показала, что
часто контракты в России формируются неэффективно. Рассмотрим, результаты по
каждому из исследованных оснований.

Деление на лоты по территориальному принципу в рамках одного поселения
неэффективно в связи с уменьшением размера лотов и снижением их
привлекательности на этом основании.

.Деление общего объема закупки одноименной продукции на меньшие лоты с
целью использования простых процедур не оправдано в связи со снижением
конкуренции за такие лоты, при этом использование запросов котировок и
аукционов в электронной форме для закупок от 100 до 500 тысяч одинаково
эффективно.

Нельзя дать однозначной рекомендации по объемам закупок для всей страны,
так как это зависит от уровня развитости регионального рынка, но существует
общая тенденция эффективности контрактов с НМЦК 100-500 тысяч, 1-3 млн.

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Учет положительной комплементарности существенно повышает
привлекательность лотов для поставщиков, при формировании лотов не все
рассмотренные заказчики учитывали наличие комплементарности, что снизило
конкуренцию и уменьшило экономию денежных средств.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

3. заключение контрактов:  

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).