Агенты
на доверии

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это финансовая организация.Его задача – сохранить и преумножить пенсионные накопления своих клиентов.Для этого фонд инвестирует средства будущих пенсий по своему усмотрению – в акции, облигации и другие финансовые инструменты. Его заработок – процент с прибыли от инвестиций. Поэтому чем больше денег находится под управлением фонда, тем больше он зарабатывает.

Нередко НПФ не имеет офисов и отдела продаж. Привлечение новых клиентов он поручает сторонним компаниям – агентам (например, банку или страховой компании). За каждого нового клиента агент получает комиссионное вознаграждение. Однако далеко не каждый агент стремится учесть интересы будущего пенсионера.

Схемы
мошенничества

1. Давление

Самый распространенный способ «пенсионного мошенничества» – давление. Например, агенты НПФ могут рассказывать о «сгорании» пенсионных накоплений, если вы срочно не подпишете договор с их работодателем, а банк — может тормозить с кредитом или отказать в пониженной ставке. Иногда агентами пенсионных фондов становятся обычные компании, которые склоняют к переходу в новый НПФ собственных сотрудников. В качестве аргументов могут использоваться штрафы, невыплата премий или, напротив, различные поощрения.

В таких ситуациях не спешите принимать решение – обдумайте, чего
вам будет стоить переход (о рисках мы расскажем ниже). Возможно, стоит проявить
твердость и остаться в старом НПФ.

2. Обман

Иногда агенты идут на обман: в кипе бумаг на подпись может
«затесаться» последний лист договора на перевод денег в другой НПФ. В зоне
риска клиенты банков или страховых компаний, подписывающие многостраничные
договоры на обслуживание.

Незаконно перевели в нпф что делать

Выручит только бдительность. Каждый документ, под которым вы
собираетесь поставить подпись, следует внимательно изучить.

Предлагаем ознакомиться  Сколько денег платят матерям одиночкам

3. Подлог

Нередки случаи, когда агенты подделывают подпись владельца пенсионных накоплений. В 2018 году только в Москве жертвами подлога стали свыше 500 тыс. человек.

Эта схема доступна агентам, в распоряжении которых есть
персональные данные будущих пенсионеров (например, банки, страховые компании и
даже работодатели).

Подробнее – читайте статью «Как узнать размер своей накопительной пенсии и страховщика?».

Чем
это грозит?

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Пенсионные накопления нельзя украсть: чехарда с НПФ не отразится на вашем индивидуальном лицевом счете. Они не могут сгореть – накопления гарантированы. Однако можно остаться без инвестиционного дохода за последние несколько лет. По закону, без потерь человек имеет право менять страховщика один раз в пять лет. Если расторгнуть договор на обслуживание досрочно, доход от инвестирования пенсионных средств вашим предыдущим страховщиком для вас будет потерян.

Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?».

Старый НПФ перестает начислять вам доход с 1 января. При этом договор с НПФ всегда вступает в силу с момента зачисления средств на счёт нового страховщика, то есть с 1 января до 1 апреля. Пока деньги «в пути» от старого НПФ к новому, они не будут приносить инвестиционного дохода.

Что
делать?

Предположим, вы узнали, что поневоле стали клиентом неизвестного
фонда. Что можно предпринять?

Шаг 1. Пойти в этот фонд

Обратитесь в НПФ, где оказались ваши деньги. Фонд обязан
объяснить, на основании каких документов пенсионные накопления перешли в его
распоряжение, и показать договор с вашей подписью.

Шаг 2. Пожаловаться в ПФР

Если вы не помните, когда и при каких обстоятельствах заключили этот договор, или же подпись на документе не ваша, следующий шаг – жалоба на НПФ в Пенсионный фонд России (ПФР). Жалоба подается в свободной форме. Ее можно направить почтой (по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, Пенсионный фонд Российской Федерации);

Предлагаем ознакомиться  Что делать если университет не прошел аккредитацию

в онлайн-приемную ПФР на сайте или сообщить о случившемся по телефону горячей линии (8 800 510-55-55). Важно, что с 1 января 2019 года в правила переходов между фондами внесены изменения: теперь заявление на перевод накоплений можно подать не позднее 1 декабря текущего года (раньше прием велся до 31 декабря).

Шаг 3. Подсчитать убытки

Узнайте в прежнем НПФ, сколько денег было на вашем счете и не потерян ли инвестиционный доход. Таким образом, можно рассчитать убытки от мошеннического перевода средств в другой фонд.

Шаг 4. Собрать улики

Почтой запросите в новом НПФ договор, по которому были
переведены пенсионные накопления: таким образом, у вас появится улика
(например, документ с поддельной подписью).

Запросите в Банке России и ПФР информацию о том, как заверялись
ваши персональные данные. По закону, владелец пенсионных накоплений должен
подтвердить намерение перевести деньги – то есть лично прийти в ПФР или МФЦ,
заверить заявление нотариально или с помощью электронной подписи (часто мошенники
подделывают подписи нотариусов).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Шаг 5. Отправиться в суд