Что это за показатель и как его рассчитать

Норма жилой площади – это те самые квадраты, приходящиеся на человека для его нормальной жизнедеятельности.

Понятие «норма» относительно. Различают по крайней мере 3 вида этого показателя:

  1. Минимальная. Минимум характерен для жильцов общежитий и маневровых фондов.
  2. Норма предоставления. Речь идёт о выделяемой жилплощади гражданину посредством заключения договора на соц.найм.
  3. Учётная должна превосходить по площади норму предоставления. Она определяет, обязано ли государство предоставлять жилую площадь больше, чем владеет многодетное семейство, или нет.

Существует также ряд факторов, влияющих на конечное решение по предоставлению жилплощади:

  • количество членов семьи;
  • степень обеспечения жилой площадью в конкретных регионах;
  • разновидность жилых помещений;
  • прочее.

Правила предоставления жилья большей площади

Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.

Согласно действующему законодательству, нормой жилой площади можно считать то количество метров, которое приходится на одного человека. Органы власти РФ могут самостоятельно установить региональные нормы площади жилья или передать это право местному самоуправлению.

При расчете значения показателя во внимание должна быть принята не общая площадь помещений, а непосредственно размер жилых комнат.

Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.

Во внимание стоит принять следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года;
  • Постановление правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года;
  • ФЗ №76 от 27 мая 1998 года.

Простые граждане также могут претендовать на получение жилья большей площади, однако им предстоит доказать потребность в помещении.

Согласно исследованиям Росстата, приблизительно 26% граждан на 2017-2018 год имеют право на всевозможные компенсации, льготы и субсидии:

  • Военнослужащие (активный состав и уволенные в запас);
  • Полицейский состав;
  • Лица с инвалидностью;
  • Многодетные семьи.

Когда необходим расчет

Видео

Расчет показателя применяется в следующих ситуациях:

  1. Начисление помесячной оплаты за жилую площадь (расчёт коммунальных услуг);
  2. Для поселения временных жильцов (сдача жилья в аренду);
  3. Объект недвижимости подвергается разделу между собственниками;
  4. Выселение нанимателя;
  5. Подтверждение нанимателем прав на получение дополнительной жилой площади.

Учетная норма жилья по регионам России

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
3 и более чел. — 16 кв. м.
2 чел. в браке — 32 кв. м.
2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.
Проживающий один — 30 кв. м.
Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Минимум квадратных метров, положенных на одного человека, 6 кв. м. В случае нарушения указанного минимума гражданин РФ имеет право обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.

Санитарная норма в 6 кв.м. действует в следующих случаях:

  1. Выделенное место в общежитии (например, студентам на время обучения);
  2. Жильё маневренного фонда (на время ведущихся ремонтных работ, строительства или переселения граждан в новое жильё).
Предлагаем ознакомиться  Письмо корректировка долга с одной компании на другую

Обязательное условие – мин. высота потолков обязана быть больше 2,1 м.

Законодательными органами могут пересматриваться основания, на которых человека могут заселить в маневренный фонд. Если квартира за долги была отобрана, государственные органы могут предоставить должнику временное место проживания для погашения задолженности.

Минимальный и средний показатели на одного человека из трёх в семье:

  • Минимальное значение – 16 кв. м.
  • Среднее, действующее по Российской Федерации, – 18 кв. м.

Минимальные значения в России

В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма.

Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.

Так, по закону метраж будет равен:

  • 42 м2, если семья состоит из двух человек;
  • 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
  • 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.

Размер

Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.

Норма предоставления в разных городах России различна.

Область, Город Минимальное значение, кв.м. Среднее значение, кв.м. Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18
Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18
Ярославская область, Ярославль 17 17 17
Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18
Белгородская область, Белгород 18 18 18
Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18
Омская область, Омск 18 18 18

Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.

На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.

Таблица показателей для отдельных категорий граждан

Площадь Категория граждан
15 кв. м. Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени.
20 кв. м. Тем, кто исполняет обязанности судьи.
20 кв. м. Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы.
До 2-х социальных норм Инвалидам.
20 кв. м. Сотрудникам СК РФ.
1-й комнаты Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника.
20 кв. м. Судьям Конституционного Суда.
15−25 кв. м. Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень.

Законодательное регулирование вопроса

Согласно статье 50 ЖК РФ «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», установление учётного значения показателя производится органами местного самоуправления. Однако оно не должно превышать показатель нормы предоставления, который также устанавливается органом местного самоуправления.

Для квартиросъёмщиков и арендодателей будет полезно ознакомиться со статьёй №49 ЖК РФ «Предоставление жилого помещения по договору социального найма», часть третья. В статье говорится о нормах и порядке предоставления жилья квартиросъёмщикам по договору социального найма.

Предлагаем ознакомиться  Как оформить и зарегистрировать дом в собственность в 2020: какие документы нужны и сколько стоит

Согласно статье №105 ЖК РФ, минимальные предписанные санитарные показатели для людей, которые проживают в общежитии, составляют 6 квадратных метров.

Раздел №3 (главы №7 и №8) в ЖК РФ посвящён жилым помещениям, которые предоставляются по договорам социального найма.

Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?

Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2020 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.

Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.

Данные требуются и для переселения людей из аварийного жилья. Если квартира не была приватизирована, расчет будет производиться в соответствии с санитарной нормой. Если действие было выполнено, новое помещение не должно быть меньше предыдущего.

Для военнослужащих

Официальное упоминание об обеспечении военнослужащих жильём указано в статье Федерального закона №117, вступившем в силу вначале 2005 года: указан минимум предоставления и допустимый предел превышения этой нормы.

В случае оформления военнослужащим ипотеки, эти показатели учитываться не будут; только в случае расчётов жилищной субсидии принимаются во внимание показатели нормы обеспечения.

Уволенный до истечения 10-летнего срока службы, военный офицер имеет право претендовать на минимум – 18 квадратных метров. При чём, 18 квадратных метров – санитарная норма на него и всю его семью.

Офицеры, получившие почётное звание РФ, могут претендовать на увеличение показателя нормы обеспечения до 25 квадратных метров.

Превышение показателя при выделении жилой недвижимости

На дополнительную жилплощадь могут рассчитывать ( к установленной законодательством норме):

  • Сотрудники полиции. Ограничений на увеличение жилплощади органом управления на федеральном уровне не установлено.
  • Судебный пристав КС РФ. Ограничение – до 20 квадратных метров.
  • Сотрудники следственного комитета могут претендовать на увеличение жилплощади до 20 кв. м.
  • Военнослужащие, имеющие звание:
    • Героя СССР, имеют право на увеличение жилой площади до 20 кв. м.;
    • кавалера Ордена Славы, имеют право на увеличение жилой площади до 20 кв. м;
    • Героя РФ, способны претендовать на 20 кв. м.;
    • от полковника, вправе претендовать на увеличение жилой площади до 25 кв. м. (но не менее 15).
  • Лица, получившие звание Героя Труда РФ, могут получить от государства до 15 квадратных метров.
  • Лица с подтверждённой инвалидностью. Ограничение прописывается органом управления на местном уровне (до 2 соц. нормы).

Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг»

1. Утвердить «Методику определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», согласованную с Минэкономики России (Самощенко В.А.).

2. Институту экономики жилищно-коммунального хозяйства (Бычковский И.В.) издать указанную методику и довести ее до заинтересованных предприятий и организаций.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление экономических реформ в муниципальном хозяйстве (Чернышов Л.Н.).

ПредседательВ.М.Долгов

УТВЕРЖДЕНАприказом КомитетаРоссийской Федерации помуниципальному хозяйствуот 22 ноября 1993 года N 60

———————————————————————

Действует в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707, отменившему постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935.

Введение

Настоящая Методика разработана в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» и предназначена для использования в качестве временной методической основы при разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением — базы для определения размеров компенсаций и носит рекомендательный характер.

Предлагаем ознакомиться  Жилищный фонд: что это такое, виды и состав фондов

Необходимость разработки нормативов потребления услуг обусловлена тем, что Законом РФ «Об Основах федеральной жилищной политики» повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг предусмотрено одновременно с применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Становление рыночных отношений в ЖКХ неизбежно приведет практически к отказу от дотаций в жилищно-коммунальной сфере и использованию экономически обоснованных тарифов в качестве единственного средства расчетов с потребителями и производителями услуг ЖКХ. Это вызовет многократное удорожание жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно болезненно для той весьма значительной его части, которая по тем или иным причинам попала в категорию социально незащищенных граждан и объективно не может самостоятельно изменить свой статус.

Для нейтрализации негативных последствий процесса перехода к рынку необходимо создание гибкой и активной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения территорий.

— адресно-дифференцированный подход к различным категориям населения в зависимости от возраста, трудоспособности, степени экономической самостоятельности, численности семьи, условий проживания и т. д. при установлении права на получение субсидий;

— использование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как формы государственных гарантий минимального уровня обеспеченности ими населения и базы для разработки стоимостного эквивалентна этих гарантий для социально незащищенных категорий граждан;

— использование в перспективе дифференцированных тарифов на жилье и коммунальные услуги для формирования дополнительных источников финансирования деятельности ЖКХ, крайне необходимых для вывода отрасли на нормальный режим функционирования и воспроизводства основных функций;

— учет разнообразия региональных условий деятельности предприятий ЖКХ при едином методологическом подходе к формированию системы социальной защиты населения.

Разработка нормативов является основой и важнейшей предпосылкой создания действенной системы социальной защиты населения.

Нормативы отражают тот минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением, который должен быть обеспечен всем гражданам, исходя из принципа равнодоступности услуг, и с учетом социальных гарантий малоимущим.

Следуя требованиям дифференцированного подхода к выработке мер социальной защиты: нормативы должны разрабатываться для разных уровней благоустройства и типов жилищного фонда, численности и состава семей и других факторов, что отличает их от среднегородских показателей потребления тех или иных услуг, методика расчета которых нивелирует различия в условиях проживания и , следовательно, в уровне потребления.

Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты, они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.

Еще одно важное направление использования нормативов — участие (в стоимостном выражении) в формировании минимальной потребительской корзины, а через нее — в определении минимальных уровней заработной платы: пенсий, пособий, других социальных выплат.

Таким образом, нормативы являются необходимым инструментом для решения задач, возникающих при переходе к новым социально-экономическим условиям. Однако разработка их в полном соответствии с изложенными принципами социальной защиты требует предварительного создания необходимой информационной базы по демографическому и социальному составу семей в увязке с их жилищной обеспеченностью и доходами, а практическое применение — внедрения квартирных счетчиков фактического расхода воды, теплоэнергии, газа.

Поэтому на первоначальном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг рассчитываются укрупненные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом фактических показателей, что и нашло отражение в данной Методике.

Это обусловлено также тем, что на этом этапе речь будет идти в большей мере о повышении оплаты жилья, т. к. тарифы на коммунальные услуги в условиях либерализации цен на энергоносители, хотя и в недостаточном объеме, были повышены в 1992 -1993 гг.

В дальнейшем по мере приближения уровня оплаты к экономически обоснованным ставкам и тарифам и в целях экономии энергетических и других ресурсов должен быть использован дифференцированный метод расчета указанных нормативов с учетом местных условий, состава семей и др. факторов.