Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое ОДН

ОДН — общедомовые нужды, расход ресурсов (воды, электричества, тепла) в помещениях дома, которые не являются частями квартир — общедомовое потребление. Все ресурсы, которые потребляют жители квартир — индивидуальное потребление.

Пример ОДН по электроэнергии — это расход электричества, который пошел на освещение подъезда, лифтов и коридоров дома.

Пример ОДН по воде — это расход воды, который пошел на уборку подъезда, этажей, лестниц, а так же полив прилегающей территории и другие хозяйственные нужды.

Расход на ОДН рассчитывается пропорционально площади каждой квартиры в многоквартирном доме и выставляется в квитанции каждому хозяину квартиры ежемесячно наряду с его индивидуальным потреблением.

Как рассчитывается ОДН по воде

Математика расчета ОДН проста. ОДН — это разница между тем расходом, который определен по общедомовому прибору учета и индивидуальным расходом всех потребителей в доме.

Все многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета воды, которые установлены на водопроводных трубах в подвалах домов. Из показаний общедомового счетчика воды вычитают объем потребленной всеми жильцами воды.

Объем потребленной жильцами воды — сумма месячного потребления согласно показаниям водосчетчиков в тех квартирах, где они установлены и норматива потребления для тех квартир, где счетчиков нет.

Считается, что разница между общим и индивидуальным потреблением пошла на пользу всего дома (уборка, полив и пр.) и справедливо расписывается между всеми жильцами прямо пропорционально их площади.

В теории, ОДН не должен превышать объема воды, который реально пошел на общедомовые хозяйственные нужды и не должен превышать 2-3% от общего потребления. Однако, на практике это далекое не так, и ОДН зачастую достигает колоссальных размеров, иногда переваливая за отметку в 30%.

Как было раньше?

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Предлагаем ознакомиться  Возбуждено исполнительное производство - в течение какого времени должны исполнить

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ.

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

ОДПУ

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Распределение ОДН в многоквартирном доме

Пример из жизни: ситуация с ОДН в московском 240-квартирном доме выглядела следующим образом.

График распределения общедомового расхода воды
Распределение расхода воды по дому между ОДПУ и индивидуальным потреблением

Из графика видно, что расход по общедомовому прибору учета превышает индивидуальное потребление, в среднем, на 15% за 8 месяцев. И это не самая худшая ситуация, так как в некоторых домах показания ОДПУ превышают индивидуальное потребление на 30%. В любом случае, ОДН, превышающий 5%, можно смело считать высоким.

График структуры ОДН (расхода воды на общедомовые нужды)
Структура ОДН в многоквартирном доме г. Москвы

Больше половины ОДН возникает из-за манипуляций со счетчиками, заниженных показаний и перерасхода норматива в тех квартирах, где счетчики не стоят.

Порядка 8% — погрешность самих приборов учета. Сказывается износ и проблемы с сантехникой. Несвоевременная сдача показаний и перерасчет в составе ОДН дают 15%. И реальный расход на хозяйственные нужны составляет всего 10% от рассчитанного общедомового потребления, а это порядка 1,5-2% от общего потребления.

Вывод: 90% общедомового расхода воды, который поступает в квитанции жильцам возникает из-за прорех в учете. Причем больше половины расхода прилетает по вине недобросовестных жильцов.

Картина актуальна для большинства многоквартирных домов с высоким общедомовым потреблением.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход.

Предлагаем ознакомиться  Мошенники с фильтрами для воды

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК.
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Как уменьшить ОДН по воде

Проблема сокращения ОДН — системная и при комплексном подходе решается достаточно эффективно. Необходимо нейтрализовать пробелы в учете и минимизировать технические потери.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Самым эффективным решением по введению точного учета потребления является установка системы диспетчеризации воды. В основе которой лежит переход на водомеры с постоянной прямой дистанционной передачей данных в систему учета потребления. При использовании таких приборов искажение данных о водопотреблении будет минимальным, так как информация передается автоматически, и потребитель будет платить только за использованный им объем воды.

Одн хол вода

Но надо понимать, что такое возможно только при системном подходе к данному вопросу. Если поставить счетчик с постоянной передачей данных в одной квартире, то ситуацию с ОДН это не изменит.

В рамках внедрения диспетчеризации в каждой квартире устанавливаются счетчики с возможность передачи показаний; самый оптимальный вариант — с импульсным выходом. К ним подключаются модемы, передающие эти самые показания в личный кабинет управляющей компании. Либо устанавливаются счетчики с возможностью передачи показаний по радиоканалу, модем в них уже встроен.

Разумно сразу заменить старые счетчики воды, у которых подходит время поверки на новые со встроенным модемом. В квартирах, где вообще не установлены приборы учета — также установить новые счетчики с модемом. А там, где водомеры были установлены недавно, просто подключить модем.

И, конечно же, оснастить точки расхода воды для хозяйственных нужд приборами учета для более объективного учета потребления.

ОДН, возникающий вследствие погрешностей самих приборов учета, следует минимизировать заменой или установкой водосчетчиков с максимальной чувствительностью и качеством исполнения. Конечно, в рамках разумного бюджета. Не допускать к установке счетчики с низким порогом чувствительности, рассчитанные на потребление больших мощностей и отслеживать межповерочные интервалы.

Убить сразу нескольких зайцев можно, установив счетчики воды с дистанционной передачей показаний «СТРИЖ Аква-1» сразу во всем доме. Он имеет порог чувствительности 0,015 м³/час, идеально подходит для квартирного учета, монтируется как обычный счетчик воды и самостоятельно передает показания сразу после установки без дополнительных репитеров.

Совместно с установкой новых приборов учета необходимо провести осмотр сантехники на предмет незначительных подтеков, провоцирующих «расход утечек». А также обязательно установить на каждый счетчик воды обратный клапан для исключения гидравлических потерь в системе, перетекание из стояка в стояк и т.п.

Предлагаем ознакомиться  Нет напора воды в квартире куда жаловаться

Устраняем протечки водопроводов в подвалах домов. Для предупреждения аварийных потерь воды из-за прорыва устанавливаем систему контроля протечек. Вариантов несколько, один из них — система контроля протечек «СТРИЖ»; главное, чтобы при обнаружении прорыва оперативно был перекрыт вентиль трубопровода.

Где брать эти нормативы?

Одн хол вода

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК: эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.