76. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству.

Осуществляют
судебный надзор за законностью все суды
судебной системы Российской Федерации,
в том числе суды общей юрисдикции и
арбитражные суды.

разрешает дела о
соответствии Конституции РФ: федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства РФ;

разрешает споры
о компетенции: между федеральными
органами государственной власти; между
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации; между высшими
государственными органами субъектов
Российской Федерации;

по жалобам на
нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле;

дает заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления и т.д.

Выделяют прямую
и косвенную формы судебного надзора за
законностью в государственном управлении.
Прямой надзор предусматривает
непосредственное выяснение соответствия
закону действий (решений) или
нормативно-правовых актов органов
государственного управления или
должностных лиц в качестве основного
предмета разбирательства дел, возникающих
из административных правоотношений.

Это дела по заявлениям граждан,
организаций, прокурора об оспаривании
нормативных правовых актов полностью
или в части, если рассмотрение этих
заявлений не отнесено федеральным
законом к компетенции иных судов; об
оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих; о защите
избирательных прав или права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации;

Косвенный надзор
осуществляется судами в процессе
рассмотрения других категорий дел в
качестве разрешения сопутствующего
вопроса, имеющего отношение к
обстоятельствам рассматриваемого дела.
В этом случае возможно вынесение частного
определения суда.

2. Прокурорский
надзор — особая разновидность надзорной
деятельности, характеризующаяся тем,
что органы прокуратуры, не входя ни в
одну из существующих ветвей власти
Российской Федерации, осуществляют
межотраслевой надведомственный всеобщий
надзор за законностью, в том числе в
деятельности органов государственной
власти.

Надзорная
деятельность органов прокуратуры
урегулирована Федеральным законом от
17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации». В соответствии
с указанным документом надзор прокуратуры
осуществляется в четырех направлениях:
надзор за исполнением законов, надзор
за соблюдением прав и свобод человека,
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие, надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу.

соблюдение
Конституции РФ и исполнение законов,
действующих на территории Российской
Федерации федеральными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, а также органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций;

соответствие
законам правовых актов, издаваемых
указанными органами и должностными
лицами.

При осуществлении
надзора за исполнением законов органы
прокуратуры не подменяют иные
государственные органы. Проверки
исполнения законов проводятся на
основании поступившей в органы прокуратуры
информации о фактах нарушения законов,
требующих принятия мер прокурором.

по предъявлении
служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения
органов, иметь доступ к их документам
и материалам, проверять исполнение
законов в связи с поступившей в органы
прокуратуры информацией о фактах
нарушения закона;

требовать от
руководителей и других должностных лиц
указанных органов представления
необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений; выделения
специалистов для выяснения возникших
вопросов; проведения проверок по
поступившим в органы прокуратуры
материалам и обращениям, ревизий
деятельности подконтрольных или
подведомственных им организаций;

Основания и последствия освобождения от админ ответственности

вызывать должностных
лиц и граждан для объяснений по поводу
нарушений законов.

Прокурор или его
заместитель по основаниям, установленным
законом, возбуждает уголовное дело или
производство об административном
правонарушении, требует привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной установленной
законом ответственности, предостерегает
о недопустимости нарушения закона.

Предлагаем ознакомиться  Последствия после окончания банкротства

освобождает своим
постановлением лиц, незаконно подвергнутых
административному задержанию на
основании решений несудебных органов;

опротестовывает
противоречащие закону правовые акты,
обращается в суд или арбитражный суд с
требованием о признании таких актов
недействительными;

вносит представление
об устранении нарушений закона.

Протест
прокурора.
Прокурор приносит протест на противоречащий
закону правовой акт в орган или
должностному лицу, которые издали этот
акт, либо в вышестоящий орган или
вышестоящему должностному лицу, либо
обращается в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством
Российской Федерации.

Представление
прокурора. Представление
об устранении нарушений закона вносится
прокурором или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые полномочны
устранить допущенные нарушения, и
подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения
представления должны быть приняты
конкретные меры по устранению допущенных
нарушений закона, их причин и условий,
им способствующих;

о результатах принятых
мер должно быть сообщено прокурору в
письменной форме. При рассмотрении
представления коллегиальным органом
прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений
Правительства РФ Конституции РФ и
законам Российской Федерации Генеральный
прокурор РФ информирует об этом Президента
РФ.

8)Система высших органов государственной власти в рф. Теория принципа разделения властей.

1)
Суды Киевского периода:Суд, в этот
период, не был отделен от администрации.
В каждом городе во главе стоял князь,
они и были источником суда и расправы.
К себе в помощь он брал тиунов и посадников.
Приговор выносился на основании обычаев.
Судопроизводство велось почти всегда
устно и хоть в теории и можно было
обжаловать решение суда, на практике
это применялось редко.

Также суд носил
формальный характер, т.к в процессе
разбирательства судьи не вдавались в
анализ предоставленных доказательств.
Суд был пассивным — никакое судебное
разбирательство не начиналось по его
воле, пострадавший должен был сам начать
следствие. После вынесение приговора,
потерпевший мог сам осуществить
восстановление своего права.

Важным
этапом в развитии судебной системы было
появление церковных судов, к ведению
таких судов относилось множество
преступлений: многоженство, самовольный
развод, изнасилование и т.п.2) Суды периода
Московского Государства.Для этого
периода характерно рассмотрение
преступлений в первую очередь в нанесение
материального или физического вреда,
поэтому и наказания назначались только
для компенсации ущерба.

Суды брали
процент от суммы из штрафов в свою
пользу, отсюда судьи были заинтересованны
«затягивать» и вести больше дел.
Так как после феодальной раздробленности
на Руси, постепенно начиналась
централизация власти, то и судебная
система принимала централизованный
характер. Наказания стали более жесткие,
это использовалось и для устрашения
других людей, вводились телесные
наказания и распространение получила
смертная казнь.

Основными источниками
этого периода были Судебники 1497 и 1550
годов. Высшими судебными органами
московского государства были: Царь,
Боярская дума, Приказы. В округах
правосудие вершили излюбленные головы,
в городах и посадах — излюбленные
старосты, в селах — земские судьи. Так
же людям недовольные приговором
разрешалось жаловаться в приказы, Думу
или Царю.

розыскной и состязательный.
Свидетелей официально вызывают в суд,
где они дают свои показания, после чего
показания обрабатываются и учитываются
в рассмотрении дела, также суд рассматривает
дело в закрытом порядке.Реформа 1864 года,
документами которой являлись: Учреждения
судебных установлений, Устав гражданского
и уголовного судопроизводства, Устав
о наказаниях.

Согласно Конституции
РФ, федеральную государственную власть
осуществляют следующие органы: Президент
России, Правительство РФ, Федеральное
Собрание РФ, суды РФ. Этот перечень
соответствует определенным главам
Конституции РФ, в которых достаточно
конкретно определяется порядок
формирования и полномочия каждого из
этих органов.

Органы государственной
власти состоят из выборных депутатов
или назначенных государственных
служащих, облеченных властными
полномочиями. Однако орган может быть
в лице одного человека: Президент РФ,
Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный
по правам человека и другие единоличные
органы.

Конституцией учреждается
структура государственных органов и
правовой статус основных федеральных
органов государственной власти России:
Президента РФ, палат Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ,
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.

Принцип разделения
властей

Предлагаем ознакомиться  Процедура покупки частного дома

Для осуществления
функций государственной власти ее
отдельные звенья наделяются комплексом
полномочий и вправе действовать
самостоятельно, во многом независимо
друг от друга, сохраняя рычаги взаимного
сдерживания и контроля. В государственном
механизме Российской Федерации выделяют
законодательную, исполнительную и
судебную ветви власти. В совокупности
эти органы образуют основу конституционной
системы органов российского государства.

Конкретное
содержание принципа разделения властей
состоит в следующем:

  • законы должны обладать
    высшей юридической силой и приниматься
    только законодательными (представительными)
    органами;

  • исполнительная власть
    должна заниматься в основном исполнением
    законов и только ограниченным
    нормотворчеством, быть подотчетной
    главе государства и лишь в некотором
    отношении парламенту;

  • между законодательными
    и исполнительными органами должен быть
    обеспечен баланс полномочий, исключающий
    перенесение центра властных решений,
    а тем более всей полноты государственной
    власти на одну из ветвей власти;

  • судебные органы
    независимы и в пределах своей компетенции
    действуют самостоятельно;

  • ни одна из трех ветвей
    власти не должна вмешиваться в прерогативы
    другой власти, а тем более сливаться с
    другой властью;

  • споры о компетенции
    должны решаться только конституционным
    путем и через правовую процедуру, т.е.
    Конституционным Судом РФ;

  • конституционная
    система должна предусматривать правовые
    способы сдерживания каждой ветви власти
    двумя другими, т.е. содержать взаимные
    противовесы всех ветвей власти,
    устанавливать способы их взаимного
    влияния.

Основания и последствия освобождения от админ ответственности

Судебная система
России — система
специализированных органов государственной
власти (судов), осуществляющих правосудие
на территории России.

Основные положения

Судебная власть в
Российской Федерации:

  • осуществляется только
    судами в лице судей и привлекаемых в
    установленном законом порядке к
    осуществлению правосудия присяжных
    заседателей. Никакие другие органы и
    лица не вправе принимать на себя
    осуществление правосудия;

  • самостоятельна и
    действует независимо от законодательной
    и исполнительной властей;

  • осуществляется
    посредством конституционного,
    гражданского, административного и
    уголовного судопроизводства.

Законодательство
о судебной системе

Судебная система
Российской Федерации устанавливается
Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации».

Единство судебной
системы

Единство судебной
системы Российской Федерации обеспечивается
путем:

  • установления судебной
    системы Российской Федерации Конституцией
    Российской Федерации и Федеральным
    конституционным законом «О судебной
    системе Российской Федерации»;

  • соблюдения всеми
    федеральными судами и мировыми судьями
    установленных федеральными законами
    правил судопроизводства;

  • применения всеми
    судами Конституции Российской Федерации,
    федеральных конституционных законов,
    федеральных законов, общепризнанных
    принципов и норм международного права
    и международных договоров Российской
    Федерации, а также конституций (уставов)
    и других законов субъектов Российской
    Федерации;

  • признания обязательности
    исполнения на всей территории Российской
    Федерации судебных постановлений,
    вступивших в законную силу;

  • законодательного
    закрепления единства статуса судей;

  • финансирования
    федеральных судов и мировых судей из
    федерального бюджета.

Суды Российской
Федерации

Конституционные
суды,Суды общей юрисдикции,Военные
суды,Арбитражные суды

Суды высшей
инстанции: Конституционный суд Верховный
суд

Суды I инстанции — Городские
и районные суды, мировые судьи. (последние
— суды субъектов РФ, для которых
апелляционной инстанцией являются
районные (городские) суды) Гарнизонные
военные суды Арбитражные суды субъектов
Российской Федерации

Рассматривают
дела Соответствие нормативных правовых
актов всех уровней действующей Конституции
РФ, — КС РФ.

Соответствие нормативных
правовых актов субъектов Федерации их
Конституциям (уставам) — Конституционные
(уставные) суды субъектов РФ Уголовные,
административные, гражданские и иные
дела, подведомственные судам общей
юрисдикции Уголовные, административные,
гражданские и иные дела, подведомственные
судам общей юрисдикции, имеющие отношение
к военнослужащим и организациям, в
которых имеется военная и приравненная
к ней служба Судебные споры в сфере
экономической деятельности.

Европейский суд по
правам человека —
международный судебный орган, юрисдикция
которого распространяется на все
государства-члены Совета Европы,
ратифицировавшие Европейскую конвенцию
о защите прав человека и основных свобод,
и включает все вопросы, относящиеся к
толкованию и применению конвенции,
включая межгосударственные дела и
жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция
распространяется на Россию с 5 мая 1998
года.

9).Судебная система в рф: принципы российского правосудия, виды судебных органов в рф. Европейский суд по правам человека

Основные положения

Административное
право – отрасль
российского права, система юридических
норм, регулирующая общественные
отношения, складывающиеся в процессе
реализации задач и функций органов
государственной власти, местного
самоуправления при осуществлении
исполнительно-распорядительной
деятельности, а также отношения
внутриорганизационного характера на
предприятиях, в учреждениях, организациях.

• является одной из
основополагающих отраслей публичного
права;

Предлагаем ознакомиться  Порядок проведения служебных проверок в МВД: основания, обстоятельства и последствия || Основание для проведения служебной проверки в мвд

• представляет собой
совокупность юридических норм;

• имеет обособленный
предмет правового регулирования –
управленческие отношения, возникающие
как в сфере государственного управления,
так и в других сферах;

• имеет свой метод
правового регулирования;

• обладает внутренней
согласованностью, состоит из определенных
элементов;

• имеет внешнее
выражение, т. е. закрепляется в определенных
формах-источниках.

Предмет административного
права

Общественные отношения
в сфере государственного управления,
а также управленческие отношения,
возникающие в иных сферах жизнедеятельности
общества, составляют предмет
административного права.

• между соподчиненными
субъектами государственного управления
(вертикальные отношения);

• между субъектами
исполнительной власти, не находящимися
в состоянии соподчинения (горизонтальные
отношения);

• между субъектами
исполнительной власти и исполнительными
органами местного самоуправления;

Предмет административного
права отличается динамичностью. Отдельные
отношения, например таможенные, частично
в сфере местного самоуправления, в
настоящее время являются предметом
правового регулирования таможенного,
муниципального права, что обусловлено
формированием новых отраслей российского
права.

Метод административного
права

Совокупность
предписывающих, запрещающих и
дозволительных средств воздействия на
управленческие отношения составляет
метод административного права.

1) представляет собой
определенное соотношение средств
предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи
правовые средства распорядительного
типа;

3) чаще всего представляет
собой одностороннее волеизъявление
одного из участников регулируемого
отношения;

4) не исключает
использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом,
что обусловлено природой управленческих
отношений.

Предписание –
метод правового регулирования,
предполагающий возложение на субъекта
управленческой деятельности обязанностей
совершения определенных действий в
условиях, предписанных административно-правовой
нормой.

Запрет
– метод правового регулирования,
предполагающий возложение обязанностей
на участников управленческих отношений
воздержаться от определенного варианта
поведения под угрозой применения мер
государственного принуждения.

Дозволение
– метод правового регулирования,
предоставляющий участникам управленческих
отношений возможность самим выбирать
наиболее приемлемый вариант поведения
в тех пределах, которые определены
нормами административного права.

9).Судебная система в рф: принципы российского правосудия, виды судебных органов в рф. Европейский суд по правам человека

Основные положения

Конвенция о защите
прав человека и основных свобод, также
известная под неофициальным названием
Европейская конвенция по правам человека,
является одним из основных документов
Совета Европы[1]. Этот международный
договор подписан в 1950 году и вступил в
силу 3 сентября 1953 года. Конвенция
устанавливает неотъемлемые права и
свободы каждого человека и обязывает
государства, ратифицировавшие Конвенцию,
гарантировать эти права каждому человеку,
который находится под их юрисдикцией.

Главное отличие Конвенции от иных
международных договоров в области прав
человека — существование реально
действующего механизма защиты
декларируемых прав посредством
Европейского суда по правам человека
(ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные
жалобы на нарушения конвенции. Любой
гражданин или житель страны Совета
Европы, считающий, что его права и
свободы, закрепленные какой-либо статьёй
Конвенции, были нарушены, имеет возможность
обратиться в ЕСПЧ[2], если соответствующая
статья была ратифицирована государством,
которое обвиняется в нарушении прав.

Статья 2. Право на
жизнь

Статья 3. Запрещение
пыток

Статья 4. Запрещение
рабства и принудительного труда

Статья 5. Право на
свободу и личную неприкосновенность

Статья 6. Право на
справедливое судебное разбирательство

Статья 7. Наказание
исключительно на основании закона

Статья 8. Право на
уважение частной и семейной жизни

Статья 9. Свобода
мысли, совести и религии

Статья 10. Свобода
выражения мнения

Статья 11. Свобода
собраний и объединений

Статья 12. Право на
вступление в брак

Статья 13. Право на
эффективное средство правовой защиты

Статья 14. Запрещение
дискриминации (относится только к
правам, закреплённым Конвенцией и её
протоколами)

Статья 1. Предусматривает
право на мирное пользование своим
имуществом

Статья 2. Право на
образование

Статья 3. Право на
свободные выборы

Статья 1. Запрещение
лишения свободы за долги

Статья 2. Свобода
передвижения

Статья 3. Запрещение
высылки граждан

Статья 4. Запрещение
коллективной высылки иностранцев

Статья 1. Отмена
смертной казни (ограничена мирным
временем)

Статья 1. Процедурные
гарантии в случае высылки иностранцев

Статья 2. Право на
обжалование приговоров по уголовным
делам во второй инстанции

Статья 3. Компенсация
в случае судебной ошибки

Статья 4. Право не быть
судимым или наказанным дважды

Статья 5. Равноправие
супругов.

Статья 1. Общее
запрещение дискриминации

Статья 1. Отмена
смертной казни