Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность. 
  • Во-первых, созывается заседание высшего органа управления, на котором принимается решение о начале процедуры ликвидации АНО и избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора). С момента избрания ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней/нему переходят все полномочия по управлению делами АНО. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о начале процедуры ликвидации по форме Р15001 и подается вместе с протоколом в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В Москве документы необходимо подавать в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
  • Во-вторых, по истечении срока для внесения сведений о ликвидации АНО в Единый государственный реестр юридических лиц и получения документов, АНО делает публикацию о своей ликвидации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами в журнале «Вестник государственной регистрации». Данный срок не может быть менее 2 (двух) месяцев.
  • В-третьих, по истечении срока, отведенного для предъявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия/ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления АНО. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001 и подается вместе с протоколом о его утверждении в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.
  • В-четвертых, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия/ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления АНО. На данном этапе проводятся все необходимые сверки с ФНС, внебюджетными фондами, чтобы за АНО не числилась задолженность. Если задолженности перед бюджетом нет, можно приступить к закрытию расчетного счета в банке или иной кредитной организации. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о ликвидации по форме Р16001 и подается вместе с протоколом о его утверждении и иными необходимыми документами в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.

Важно! Ликвидация АНО считается завершенной после внесения сведений о ее прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.В связи с тем, что у территориальных органов Министерства юстиции более длительные сроки для принятия решения, срок для ликвидации автономной некоммерческой организации будет составлять в среднем 6 (шесть) месяцев.

На практике, если АНО является нулевой, то можно объединить 3 и 4 этапы в один и представить все необходимые документы в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации одновременно.

С исковым заявлением в суд о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться лица, которые связаны с деятельностью организации – это могут быть учредители, члены или участники организации, а также государственный орган или орган местного самоуправления. Это может быть Министерство юстиции, налоговые органы или прокуратура. Законодательство предусматривает своего рода пропорциональность. С заявлением в суд о ликвидации общероссийской

общественной организации

или международной организации в суд вправе обратиться исключительно Генеральный прокурор. Данное право предусматривает закон об общественных объединениях. Соответственно подобные заявления о ликвидации некоммерческих организаций вправе внести прокуроры субъектов РФ. Городские, районные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур с заявлением о ликвидации некоммерческой организации не вправе подавать.Такое же правило применяется в случаях с Минюстом России: с иском в суд о ликвидации международной организации или общероссийской общественной организации вправе обратиться Минюст России. Данное правило предусмотрено также законом об общественных объединениях. Аналогичное заявление в отношении межрегиональной, региональной или местной общественной организации или иного общественного объединения вправе подать в суд территориальные органы Минюста России. 

Как показывает практика, в судебные органы с исковыми заявления с требованиями  принудительной ликвидации Некоммерческих организаций обращаются:

  • Министерство юстиции
  • Органы налоговой службы
  • Прокуратура

Правовая основа принудительной ликвидации закреплена в Гражданском кодексе (статья 61), законе «О некоммерческих организациях» (статья 32), законе «Об общественных объединениях» (статья 44). 

Эти правовые основы касаются ситуаций, когда:

  1. Невозможно достигнуть цели, ради которых создавалась организация, в том числе в случаях, когда реализация деятельности становится невыполнимой или существенно затрудненной (по иску учредителя (участника) организации;
  2. При регистрации некоммерческой организации были допущены грубые ошибки  касаемо законодательства, если эти нарушения носили неустранимый характер
  3. Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность без лицензирования (если такая деятельность лицензируется);
  4. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая запрещена действующим законодательством;
  5. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает Конституцию РФ;
  6. Некоммерческая организация осуществляет деятельность, которая нарушает права и свободы человекаи гражданина;
  7. Некоммерческая организация осуществляет деятельность с иными неоднократными илигрубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации;
  8. Некоммерческая организация систематически осуществляет деятельность, которая противоречит ее уставным целям;
  9. Некоммерческая организация неоднократно не представляет отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции, в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; 
  10. Некоммерческая организация не устраняет в срок, предусмотренный Министерством юстиции нарушений, которые являютсяоснованием для приостановки деятельности некоммерческой организации. 

Порядок ликвидации некоммерческой организации пошаговая инструкция

Министерство юстиции вправе обратиться с исковым заявлением в суд и требовать ликвидации некоммерческих организаций в случае, если организация неоднократно не представляет в установленные законодательством сроки или по запросу Минюста следующие данные: 

  • О деятельности организации с обязательным указанием на  наименование постояннодействующего руководящего органа организации, юридического адреса, данные о руководителе организации(объем сведений, включаемых в ЕГРЮЛ); 
  • Отчеты об использовании своего имущества, в том числе имущество, поступившее от иностранных источников, а также о целях использования этого имущества (данный пункт не включает в себя информация о денежных средствах, которая получена некоммерческой организацией);
  • Решения высших органов управления и единоличного исполнительного органа, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности организации в запрашиваемом объеме; 
  • Размер денежных средств, которые были получены от иностранных источников, о целях расходования данных денежных средств, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • Новая информация, которая должна быть включена в единый государственный реестр юридических лиц и сведения о полученных организацией лицензиях.

Министерство юстиции вправе требовать ликвидировать общественную организацию, если ее деятельность признается как экстремистская в соответствии с действующим законодательством, а именно если такая деятельность явилась результатом нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или же создала реальную угрозу причинения такого вреда.

Если проанализировать правовой принцип законодательства Российской Федерации, учитывая наличие судебной практики по этим вопросам, то можно заметить некоторые особенность, которые учитываются судебными органами при принятии решений при ликвидации некоммерческих организаций. Суд, когда рассматривает иск о ликвидации, причиной которой явилась деятельность некоммерческой организации с постоянными нарушениями действующего законодательства, обязан изучить специфику, а также продолжительность таких нарушений, а также всю в последнем осуществляющую деятельность некоммерческой организации.

Предлагаем ознакомиться  Увольнение директора при ликвидации ООО

В случае, когда суд рассмотрит исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации, и на данный момент юридическое лицо устранила нарушения (к примеру, представила в Министерство юстиции отчеты за предыдущий период о проделанной работе, которые должны сдаваться ежегодно), то суд должен отказать в принятии такого искового заявления.

Основанием отказа является то, что нарушение ставшее причиной обращения в судебные органы, не затронуло права и интересы других лиц. Российским судом также учитывается позиция, изложенная Верховным судом, а именно необходимо принимать во внимание малозначительность допущенных нарушений в деятельности Некоммерческих организаций. Например, суды не принимают во внимание выявленные несоответствия устава Некоммерческой организации закону.

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418,  КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.

В некоторых случаях уставная документация некоммерческой организации может предусматривать прекращение деятельности по ряду оснований:

  1. Достижение цели, в связи которой создавалось объединение.
  2. Закончилось время, отведенное для осуществления деятельности некоммерческой организацией, прописанное в уставной документации.
  3. Принятие решение о ликвидации органов организации, если его состав отличается от учредителей.

Принятие судом решения о ликвидации может быть вызвано следующими причинами:

  1. Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
  2. Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
  3. Невыполнение организацией судебных постановлений.
  4. Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.

Что касается добровольной ликвидации, инициируемой учредителями или органом, сформированным уставом, то причины её введения могут быть следующими:

  • материальное обеспечение является недостаточным для дальнейшего осуществления деятельности;
  • предусмотренные цели и задачи не могут быть достигнуты;
  • изменяется область деятельности, политики или стратегий, связанных с функционированием.

Более того, причиной, вызывающей за собой ликвидацию, может стать банкротство.

При этом инициаторами становятся не только учредители, но и другие структуры – ФНС, ПФР и т.д.

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством. 

Функционирование некоммерческих организаций (НКО) регламентируется ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996г с изменениями принятыми впоследствии, ФЗ «Об общественных объединениях»,  другими нормативными актами и документами. Особенности функционирования НКО зависят от организационно-правовой формы, которую организация принимает в момент регистрации  реорганизации или преобразования.

Организационно-правовая форма Особенности функционирования
Общественные и религиозные организации (объединения) Члены не сохраняют право на свое имущество, которое они передали в собственность организации. Члены не отвечают по обязательствам таких НКО, и НКО не отвечает по обязательствам ее участников
Общины коренных малочисленных народов Члены имеют право претендовать на частичное получение имущества НКО либо соответствующей денежной компенсации. Основанием может быть выход из членов общины или ее ликвидация
Казачьи общества Участники не имеют право претендовать на имущество или его часть, в том числе и на переданное обществу в собственность или полученное им в процессе предпринимательской деятельности
Фонды Имущество, формируемое, как взносы учредителей и безвозвратно переходит в собственность НКО.
Государственная корпорация Имущество формируется за счет государства. Имущество может быть частично использовано для формирования уставного капитала.
Государственная компания Имущество формируется за счет взносов государства или передачи имущества в доверительное управление. К имуществу могут не относится доходы от доверительного управления.
Некоммерческие партнерства Учредители имеют право при выходе из НКО получить часть имущества или соответствующую денежную компенсацию. Те же условия распространяются при ликвидации НКО
Частные учреждения Имущество передается НКО на правах оперативного управления
Государственные, муниципальные учреждения См. Бюджетные
Бюджетное учреждение Имущество передается государством в оперативное управление а земельные участки в бессрочное пользование
Автономная НКО Учредители не имеют права претендовать на имущество НКО
Ассоциации (союзы) Члены отвечают по обязательствам НКО. Законодательством определена субсидиарная  ответственность.

Примечание: Общественные объединения, как организационно-правовая форма включает политические партии, общественные учреждения, общественные фонды, различные общественные движения и органы общественной самодеятельности. Законом также упоминается существование иностранных НКО, зарегистрированных за пределами государства.

Суть деятельности

Основная суть создания некоммерческой организации заключается в деятельности, целью которой не является извлечение прибыли и распределение ее между учредителями, собственниками или участниками.  В зависимости от целей, правовой формы, учредительных инструментов и пр. определяются основные  функции НКО.

Организационно-правовая форма Цель деятельности
Общественные и религиозные организации (объединения) Для удовлетворения духовных или других нематериальных потребностей
Общины коренных малочисленных народов Защиты среды обитания, сохранение традиций при объединении по  кровнородственному или территориальному признаку
Казачьи общества Для сохранения культуры, несения государственной или другой службы. Для возрождения казачества
Фонды Для осуществления социальных, благотворительных, культурных, образовательных и т.п. проектов
Государственная корпорация Для социально полезных, управленческих функций
Государственная компания Для оказания государственных услуг
Некоммерческие партнерства Для всех предусмотренных законодательством целей. Могут быть признаны социально-ориентированными
Частные учреждения Для реализации управленческих, социально-культурных и прочих некоммерческих функций
Государственные, муниципальные учреждения См. Бюджетные
Бюджетное учреждение Для оказания услуг, выполнения работ в определенных государством или его органом сферах
Автономные некоммерческие организации Для предоставления услуг в образовательно-культурной сфере, спорте, науке, правовой деятельности, здравоохранении и пр.
Ассоциации (союзы) Для защиты общих интересов

Специфика закрытия

Под закрытием или ликвидацией понимают полное прекращение существования организации как юридического лица, а, следовательно, и участника гражданско-правовых отношений.

Для закрытия НКО существует 5 способов:

  1. По добровольному решению уполномоченного на это органа НКО при отсутствии долговых имущественных обязательств
  2. При реорганизации для слияния не зависимо от долговых обязательств
  3. Путем смены руководства (неофициальное закрытие)
  4. По решению суда для недействующих НКО. Инициатором выступает Минюст с внесением необходимых записей в ЕГРЮЛ. Исключение из реестра.
  5. В результате банкротства

Порядок и основания для ликвидации НКО предусмотрены  действующим гражданским кодексом, как к юридическому лицу.

Кроме того основанием для закрытия некоммерческой организации может служить решение суда принятое по результатам рассмотрения заявления уполномоченного органа о неоднократном нарушении сроков предоставления сведений определенных законодательством.

Не стоит рассматривать принудительную ликвидацию, как бесплатную альтернативу добровольной ликвидации некоммерческой организации. Высока вероятность, что по итогу такой ликвидации физических лиц записанных в ЕГРЮЛ дисквалифицируют на 3 года, запретив им создавать любые юридические лица. Если физическое лицо записано в ЕГРЮЛ другой организации, её тоже надо ликвидировать или выйти из этого юридического лица, но выход не всегда возможен.

Дисквалификация касается в первую очередь руководителя некоммерческой организации, который допустил грубые нарушения.

Но часто дисквалифицируют и учредителей в ЕГРЮЛ, т.к. они допустили неправомерные действия руководителя, которого сами избрали и несут за него ответственность.

Отменить потом дисквалификацию практически невозможно. Такие физические лица находятся в «черном списке» все три года!

Суд имеет право возложить обязанности по ликвидации НКО на учредителей. В случае если решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполняется, то ликвидация осуществляется арбитражным управляющим за счет имущества НКО. В случае, если у организации недостаточно средств на ликвидации, то расходы могут быть возложены на учредителей некоммерческой организации солидарно.

Итак, если проанализировать действующее законодательство в сфере деятельности и регистрации Некоммерческих организаций, а также и судебную практику, то можно прийти к выводу, что к ликвидации Некоммерческих организаций  в суде по инициативе Минюста и иных государственных органов выдвигаются достаточно конкретные  формальные рамки, а именно:

  • Непредставление отчетности о деятельности Некоммерческих организаций в срок, предусмотренный действующим законодательством; 
  • Неоднократное нарушение требований Министерства юстиции о предоставлении информации о деятельности Некоммерческой организации;
  • Требования закона при создании некоммерческих организаций, связанные с неверным выбором организационно-правовой формы НКО, а также выполнение других требований закона при создании Некоммерческой организации; 
  • Некоммерческая организация осуществляет деятельность, нарушая положения учредительных документов (порядок формирования и осуществления деятельности органами управления организации; осуществляет деятельность, которая не соответствует целям создания НКО; если у некоммерческой организации есть положения, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства); 
  • Грубое нарушение действующего законодательства, в том числе Конституции (к примеру, осуществление экстремистских действий, создающих угрозы правам и свободам человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации). 
Предлагаем ознакомиться  Благоустройство прилегающей территории (что входит в благоустройство, когда нельзя благоустраивать и т.д.)

Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ

Уведомление о принятом решении о закрытии, промежуточный баланс, а также последующие документы для госрегистрации ликвидации надо направлять в Управление Минюста РФ по Вологодской области.

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

  Способы подачи документов  
Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде

(через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Для исключения НКО из ЕГРЮЛ необходимо подать в орган регистрации такой набор документов:

  • заявление от учредителей, составленной в соответствии с установленной формой РН0008;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (при банкротстве – постановление арбитражного суда);
  • свидетельство регистрации;
  • документ, указывающий на отсутствие печатей.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/[email protected]

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция

Порядок закрытия некоммерческой организации определен действующим законодательством.

Для ликвидации НКО кроме фондов необходимо:

  1. принять решение о ликвидации НКО;
  2. сформировать ликвидационную комиссию;
  3. оповестить в письменном виде орган регистрации;
  4. подготовить и передать в УФРС оригиналы необходимых и предусмотренных законодательством документов для ликвидации НКО;
  5. опубликовать в специализированных СМИ объявление о закрытии НКО;
  6. уведомить кредиторов о процессе ликвидации;
  7. составить промежуточный ликвидационный баланс;
  8. по истечении срока рассмотрения требований кредиторов предоставить в УФРС очередной пакет документов, соответствующий данному этапу;
  9. рассчитаться с кредиторами и персоналом;
  10. уволить персонал;
  11. составить ликвидационный баланс;
  12. подготовить пакет документов для государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией;
  13. получить пакет документов о ликвидации НКО.
Ликвидация фондов осуществляется только по решению суда принятого на основании заявления поданного заинтересованными лицами.

Фонды закрывают, если нет источников финансирования для достижения цели, цели недостижимы и их замена не возможна, фонд уклоняется от уставных целей и др.

Учредители НКО принимая решение о закрытии должны сформировать ликвидационную комиссию или ликвидатора. К ликвидатору, в соответствие с законодательством,  переходят все полномочия по управлению некоммерческой организацией и представительством ее  в судебных органах.

В таком случае процедура будет отнесена в разряд принудительных и осуществляться в соответствии с другими нормами законодательства.

Непосредственно после принятия решения о закрытии и назначении ликвидационной комиссии (ЛК) учредители обязаны передать в уполномоченный орган уведомление о начале процесса ликвидации ЮЛ.  Данная информация вносится в специальный реестр.

Лица, принимавшие решение о ликвидации передают в УФРС:

  • Уведомление по форме №РН 0005 (о принятии решения) 2 экземпляра
  • Уведомление по форме №РН0006 (о назначении ликвидатора) 2 экземпляра
  • Паспорт назначенного руководителя ЛК (копия)
  • Протокол собрания учредителей с содержанием о ликвидации и назначении ликвидатора (2 экземпляра)
  • Свидетельство о государственной регистрации (копия)
  • Свидетельство о присвоении  ГРН (копия)
  • Свидетельство о  взятии на учет в налоговом органе (копия)
  • Свидетельство ликвидатора о взятии  на учет в налоговом органе (копия)

После рассмотрения пакета документов Минюст выдает уведомление фиксирующее процесс ликвидации.

Следующий этап предусматривает подачу в УФРС очередного пакета документации:

  • Уведомление по форме №РН0007 (о готовности промежуточного баланса) 2 экз.
  • Промежуточный баланс, зарегистрированный в соответствующем налоговом органе и утвержденном учредителями (2 экз.)
  • Протокол, фиксирующий утверждение промежуточного баланса (2 экз.)
  • Заявку на размещение в специализированных СМИ публикации (копия)

Последний пакет документов, предоставляемый в УФРС состоит из:

  • Заявление по форме №РН0008 (регистрация в связи с закрытием) 2 экз.
  • Конечный ликвидационный баланс, завизированный налоговой и учредителями
  • Протокол об утверждении данных в ликвидационном балансе
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины, кроме случаев банкротства
  • Определение суда, свидетельствующее, что конкурсное производство завершено
  • Оригинал свидетельства о государственной регистрации НКО
  • Акт уничтожения печатей
  • Справка Пенсионного фонда о фиксировании сведений

УФРС в течение 3 дней выдает выписку из ЕГРЮЛ подтверждающую ликвидацию некоммерческой организации.

 Уведомление

Для правильности оформления документов необходимо обратить внимание,  что уведомления № PH0005, PH0006, PH0007, PH0008 подаются в соответствующие органы только утвержденной нормативными актами форме.

Стоит поставить в известность о закрытии некоммерческой организации и всех остальных заинтересованных лиц, в том числе и кредиторов.

Предлагаем ознакомиться  Сколько отрабатывать при увольнении по собственному желанию

Отличительной особенностью ПЛБ является содержание сведений об активах и пассивах НКО, полную стоимость имущества, размер актуальной кредиторской и дебиторской задолженности и результаты рассмотрения претензий кредиторов.

В процессе ликвидации существует возможность составлять несколько ПЛБ, в зависимости от длительности и сложности процедуры.

Полный расчёт

Окончательный расчет с кредиторами, персоналом, участниками, а также уплата возникших обязательств, в процессе ликвидации, производится после предоставления в УФРС промежуточного баланса.

Если для покрытия всех обязательств средств у организации недостаточно, предприятие может перейти к процедуре продажи имущества.

Пошаговая инструкция по прекращению деятельности некоммерческой организации – один из вопросов, связанных с ликвидацией объединения.

Важно, что инструкция состоит из нескольких стадий, которые необходимо осуществлять поэтапно.

Порядок прекращения деятельности НКО включает в себя ряд этапов.

К ним относится:

  1. Проведение общего собрания. На нем выносится решение о ликвидации объединения. Первый этап может состоять из судебного процесса, итогом которого выступает принятие постановления о прекращении деятельности организации.
  2. Выбор ликвидатора – председателя ликвидационной комиссии. На кандидатуру может быть предложено физическое лицо или группа лиц. В последующем все вопросы, основанные на прекращении функционирования, рассматриваются именно председателем и комиссией. Результат собрания заносится в протокол, после чего удостоверяется подписями каждого участника.

Порядок ликвидации некоммерческой организации пошаговая инструкция

В продолжение трех суток после проведения собрания в отделение регистрационного органа направляется заявление (форма РН0005), составленный протокол собрания, на котором принималось решение о ликвидации, протокол собрания с утверждением кандидатуры ликвидатора.

Дополнительно прикладываются такие документы:

  • свидетельство регистрации;
  • свидетельство о постановлении на учет в органы налоговой службы;
  • свидетельство ИНН;
  • выписка из реестра;
  • паспорта всех членов, входящих в ликвидационную комиссию.

Дальнейшие действия:

  1. Опубликование соответствующего уведомления в СМИ. Чтобы заинтересованные лица смогли получить информацию о прекращении деятельности некоммерческой организации, подается сообщение в Вестник. В объявлении важно указать: наименование НКО, время для предъявления требований, связанных с долгами (не меньше 60 суток), информация для связи с представителями НКО. В архиве ликвидационной комиссии должны до завершения процедуры храниться документы, подтверждающие опубликование.
  2. Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
  3. При наличии долгов на следующем этапе происходит расчет с кредиторами.
  4. Формирование ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он полностью будет соответствовать промежуточному балансу.
  5. Выплата государственной пошлины, размер которой равен 800 рублей. Она не вносится, если ликвидация некоммерческой организации происходит через процедуру банкротства.
  6. Исключение организации из реестра. Этот этап является окончательным.

Решение

Решение о прекращении деятельности предприятия принимается на общем собрании учредителей. Итогом является формирование протокола.

Он будет действительным только при наличии подписей каждого участника.

Решение может быть принято арбитражным судом, если в отношении организации вводится процедура признания несостоятельности. Одновременно с этим начинается стадия наблюдения.

Уведомление

Уведомление о прекращении деятельности некоммерческой организации направляется всем заинтересованным лицам, а также кредиторами, которые могут предъявить требования о погашении задолженностей.

В соответствии с полученными требованиями формируется реестр требований.

Промежуточный ликвидационный баланс требуется для соотнесения активов и пассивов организации.

С использованием баланса удастся систематизировать прибыль и расходы, облегчить проверку налоговых органов, если соответствующий орган примет решение об её проведении.

Расчет

Расчет будет осуществлен после составления реестра требований кредиторов в указанные сроки.

Первоначально средства выплачиваются персоналу НКО, после этого долги возмещаются перед негосударственными организациями, а затем остальным гражданам и компаниям.

Если имеется несогласие с требованием кредитора, то возникший вопрос можно решить через судебную инстанцию.

В ситуации, когда средств капитала недостаточно для возмещения долгов, то реализуется имущество ликвидатора.

ликвидация организации увольнение сотрудников

О предстоящем сокращении сотрудников необходимо уведомить за два месяца до ликвидации.

В этих целях им направляются уведомления под роспись, одновременно с этим об увольнении сообщается в органы социальной защиты.

Исключение из ЕГРЮЛ

Завершением процедуры по прекращению деятельности в 2020 году является исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц.

Итогом является выдача соответствующего Свидетельства.

Процедура закрытия НКО регулируется ст. 61–65 ГК РФ и начинается стандартно, так же как и юрлица, с принятия решения о ликвидации. Решение принимается совместно учредителями на общем собрании и обязательно протоколируется.

Далее последовательно формируется ликвидационная комиссия, назначается ликвидатор (ответственное лицо). Именно созданная комиссия получает полномочия по управлению делами НКО, проводит необходимые мероприятия, связанные с ее закрытием.

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями. 

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I). 

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами. 

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста).

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Оспаривание неправомерной ликвидации НКО

Порядок обжалования решения о ликвидации установлен законодательством. Заинтересованные лица решение о ликвидации имеют право обжаловать в суде.

В случае признания неправомерности ликвидации НКО, государство обязано полностью выплатить убытки нанесенные таким действием.

Некоммерческая организация в процедуре ликвидации должна руководствоваться не только буквой закона. В отдельных случаях моральный или этический фактор могут стать главенствующим при принятии соответствующего решения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.