Что нужно для проведения таинства?

Для проведения обряда нужны венчальные иконы, свечи, рушник, обручальные кольца.

Венчальные иконы – это пара икон, обычно Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми священник благословляет пару во время совершения обряда. Их можно приобрести заранее, либо родители венчающихся могут преподнести иконы в подарок.

Свечи понадобятся во время обряда, супруги будут держать их в руках. Лучше озаботиться платками, чтобы, держа зажженные свечи, не бояться обжечься воском. Их также можно приобрести в церковном магазине. После обряда свечки остаются у супругов, их можно зажигать перед домашними иконами.

Рушник представляет собой отрез белой ткани из хлопка или льна, расшитым по краям вышивкой. Его можно сшить самостоятельно, если невеста рукодельничает или приобрести готовое изделие. Единственное условие к полотенцу – оно должно быть белым.

Обручальные кольца могут быть золотыми или серебряными. Естественно, что на обоих супругах должен быть надет нательный крестик.

Золотая подвеска с фианитами, Калина Золотая (цена по ссылке)

Венчание – важный и ответственный шаг для верующих православных людей. Пройти через таинство просто ради моды или красочных воспоминаний об эффектной церемонии нельзя. Обряд проводится для воцерковленных, то есть крещеных по правилам православия людей, осознающих всю важность создания семьи во Христе.

На сакральном уровне муж и жена становятся единым целым. Батюшка читает молитвы во время обряда, призывает Бога, просит у него милости для вновь созданной семьи стать Его частью.

В православии есть понятие: семья – Малая церковь. Муж, глава семьи – прообраз священника, самого Христа. Жена – Церковь, обрученная Спасителю.

Что необходимо понимать прежде, чем идти на Таинство Венчания?

  • Это, именно, тихий и скромный семейный праздник, а не свадьба, без него семья не считается по церковным обычаям полноценной. Вы этим действом узакониваете свой брак там, «на небесах», поэтому стоит и познакомиться с этими законами.
  • Для прохождения Таинства Венчания необходимо обоюдное согласие обеих сторон, нужно осознанно подойти к этому очень важному событию в жизни семьи.
  • Пара получает благословение через священника от самого Господа Бога и на «всю последующую жизнь» как на Земле, так и в Вечности, и становится полноценной семьей по всем церковным канонам.
  • Пара дает нерушимый обет быть вместе и навсегда: и в горе, и в радостных событиях, и детей вместе воспитывать, и деньги вместе зарабатывать для благополучия семьи. Абсолютно все делится на двоих.
  • Нужно духовно очень хорошо подготовиться к Таинству Венчания. Перед венчанием обязательно необходимо прийти в Храм, и побеседовать со священником. Он расскажет об особой подготовке и заодно проверит готовность пары к венчанию. И даже если откажет первоначально в венчании, то не стоит расстраиваться. Это очень хороший повод лишний раз об этом задуматься и начать подготовку.
  • Священник всегда помогает выбрать день для Обручения и Таинства Венчания. Таинство Венчания никогда не планируют во время четырех постов:Великого, Рождественского, Успенского и Апостольского.
  • Также не проводится обряд Венчания и в Пасхальную седмицу, Сырную седмицу, от Рождества и до праздника Богоявления (Крещения).

Есть еще исключения, когда венчание совершать НЕЛЬЗЯ:

  • В субботу, перед праздниками церковными и храмовыми накануне, ибо нельзя заранее радоваться, нужно пребывать в молитве.
  • Во вторник и четверг тоже не совершается венчание, ибо эти дни идут перед постом в среду и пятницу.
  • А также накануне и в сам праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

Однако любые исключение сделать может только архиерей по особому случаю.

Две иконы, которые впоследствии станут вашими семейными иконами: Спасителя и Божией Матери. Также будет необходим белый, можно розовый или вышитый рушник под ноги, венчальные свечи (нарядные), невесте нужно фату, светлую накидку или платок на голову (это обязательное условие в Храме).

Венчальные свечи лучше обернуть платочком (чтобы было удобно держать и не испачкаться воском), а иконы для венчания должны быть освященные.

На каждом из супругов должны быть также надеты нательные крестики.

Венчальные кольца могут быть обручальными, которые используются для церемонии заключения брака в ЗАГСе. А можно заказать отдельно для венчания, и сделаны они должны быть для жениха из золота, а для невесты из серебра, так предписывал старинный обряд Венчания. Муж — это Солнце, а жена — это Луна. Но сейчас к этому можно подойти не так строго, и заказать одинаковые кольца, или использовать свои.

Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви

Стоит также дополнительно принести с собой кагор на венчание для священника. И можно рушники, чтобы свои иконы нести в рушниках. А также свадебный каравай или торт, священник его освящает и его оставляют как угощение в церкви в знак благодарности.

Лучше, если с парой будут свидетели с обеих сторон. Они обычно поддерживают венцы, при обхождении аналоя вместе со священником.

Они являются важными людьми для пары, так как в сложные моменты жизни, они должны так же, как и крестные при крещении малыша поддержать пару. В дореволюционной России они особо почитались, так как Таинство Венчания считалось важным юридическим актом и закрепляла брак церковь, а поручители-свидетели расписывались в Церковной книге. Сейчас они помогают священнику при Венчании, несут венцы. Давайте поэтапно рассмотрим, как проходит венчание в православной церкви.

Нужно чтобы брак был зарегистрирован в ЗАГСе. Однако не всякий брак, зарегистрированный в ЗАГСе может быть освящен церковью. Какие же есть исключения:

  1. Церковь не допускает вступления в церковный брак более трех раз, хотя по гражданскому законодательству это разрешено
  2. Если один из супругов атеист, и пришел на венчание только по волеизъявлению другого супруга
  3. Если хотя бы один из супругов не принял крещение или совсем другой веры
  4. Лучше, если он будет единоверцем: католиком, протестантом, верующим в Триединого Бога
  5. Если у супругов был до этого брака еще один венчаный брак. Нужно обязательно «развенчивание» этого брака, а для этого берется разрешение у архиерея. Там же просится и благословение на новое Таинство Венчания
  6. Если есть кровное родство, или если оба супруга участвовали в крещении, то есть были крестными родителями (хотя сейчас есть исключения и уже дают разрешение на венчание, которое берется также у архиерея)
  7. Архиерей может дать разрешение на Венчание без заключенного в ЗАГСе брака, если кто-то из супругов идет на срочную сложную операцию, или просто болен серьезно. Но это исключение из правил.
  8. Критические дни у женщины являются также препятствием для венчания в православной церкви

Праздничная трапеза не должна изобиловать спиртными напитками и едой, стоит скромно и прилично отметить этот праздник. Нужно еще раз отметить, что это Таинство, а не свадьба. Поэтому должны соблюдаться скромное поведение, а не бурные возлияния и пляски в ресторане, с разными непристойными тостами.

А для молодых людей, которые хотят совместить эти два события есть один Совет: не спешите с Венчанием. Нужно подойти к этому осознанно с обеих сторон. Стоит подготовиться к этому событию, ходить в церковь, читать молитвы и Евангелие, причащаться, и хотя бы все узнать про Таинство Венчания и почитать про этот обряд, а потом вы сами собой можете его совершить в самое ближайшее время и в кругу самых близких людей.

Продолжительность венчания обычно около длится около 40 мин или часа, а если священник близко знаком с парой, то его напутственное слово и поздравление пары может быть и дольше.

Если вы хотите проводить видеосъемку и фотографирование, то стоит изначально получить разрешение священника. Если его не дают, то не стоит расстраиваться, а сделать снимки на фоне церкви. Фотосъемку нельзя делать шумно, этим вы будете отвлекать от самого Таинства Венчания всех присутствующих. Нельзя также проходить между священником и иконостасом, входить на амвон и ходить по коврам.

Венчание – это очень ответственная, а не только красивая церемония. Лучше уточнить все правила и рекомендации, которые дают перед венчанием и детали уточнить у священника того храма, где будет происходить венчание.

Повенчаться не поздно никогда! А Таинство Венчания, если вы живете в хорошем браке, любви и согласии, укрепит ваш союз еще больше.

Таинство Венчания Ярослав и Татьяна

фото 1

Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.

Перед венчанием необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Важно! За три дня до венчания откажитесь от интимных отношений и шумных увеселительных мероприятий. Лучше посвятите это время друг другу в духовном плане, например, при совместном чтении молитв.

Исповедь

Исповедаться обоим новобрачным необходимо накануне таинства. Не стоит бояться этого момента, батюшка – не строгий обвинитель, а посредник между вами и Богом, помогающий очистить душу и примириться с собой.

На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что тревожит и гнетёт, о не самых красивых поступках, словах и даже мыслях. Не бойтесь, что ваши слова пойдут дальше – это совершенно исключено. После беседы со священником непременно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.

Причастие

Причастие вы получите в день венчания, на утренней литургии. Оно представляет собой ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.

Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви

Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет почувствовать благодать, а перед венчанием это достаточно важно. Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.Послабления возможны, например, людям со слабым здоровьем. Разрешается перекусить тем, кто опасается голодного обморока, но пища в любом случае не должна быть животного происхождения, жирной или роскошной. Лучше всего, если это будет йогурт или сладкий чай.

Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде^

Если молодые любят друг друга, считают себя православными христианами, венчание необходимо. Брак, скрепленный церковью, приобретает особое благословение, защиту Бога. Он дарует силы к праведной семейной жизни по законам православия. Венчание становится не просто красивой традицией, а выходом молодой пары на новый уровень взаимоотношений с Богом.

Подготовка к таинству венчания – практически такой же волнующий момент, как и сам обряд. Стоит хорошенько продумать все организационные моменты, но главное – настроиться духовно. И тогда праздник навсегда останется в душе светлым воспоминанием.

Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются (Втор. 22, 22—23). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение (Ос. 2, 19—20).

Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты (Быт. 34, 12; Исх. 22, 16; 1Цар. 18, 25), в более позднее время происходило составление брачного контракта (Тов. 7, 13). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии.

Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения (Быт. 29:22). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками (Ис. 49, 18; 61, 10; Иер. 2, 32; Иез. 16, 10—12), в сопровождении друзей (1Мак. 9, 39; Пс.

44, 15) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю (Быт. 29:27) или даже две (Тов. 8:19). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню (Тов. 8:1).

Хотя Греция и Рим сильно отличались от Израиля как в религиозном, так и в культурном плане, тем не менее в отношении заключения брака очевиден ряд параллелей. И здесь мы находим две стадии заключения брака: помолвку (εγγυησις, sponsalia), с которой связано составление брачного договора, и свадьбу (εκδοσις, nuptiae).

Перед свадьбой невеста омывалась в воде священного источника (именно эту практику имеет в виду ап. Павел, говоря о Крещении в Еф. 5, 26—27). Как и в Израиле, торжественная процессия в дом жениха и брачный пир составляли здесь наиболее важные моменты свадебных торжеств, к ним добавлялась еще и жертва Зевсу, Гере и Артемиде, а также жертва, которую приносила римская невеста сразу же после входа в новый дом.

Важным моментом была передача отцом невесты ее руки жениху (εκδοσις, dextrarum iunctio), что символизировало заключение нового брака. Считалось, что молодых соединяет Гименей или Юнона. Интересно, что как в Израиле, так и в греко-римской среде священнослужители не принимали прямого активного участия в заключении брака (за исключением брака патрициев в Древнем Риме), а возможное опущение свадебной церемонии никоим образом не отражалось на законности и действительности заключенного брака.

Мир, который св. имп. Константин даровал христианской Церкви, поставил перед ней новые задачи и новые проблемы. Церковь, в которую хлынули массы язычников, должна была христианизировать все формы человеческой жизни, в том числе и церемонии, связанные с заключением брака, практиковавшиеся в народных массах.

Рано или поздно этот процесс должен был привести к оформлению собственно христианского чина. Его формирование происходило в разных частях империи разными темпами, поэтому представить единую картину, особенно в рамках данной статьи, невозможно, и мы рассмотрим лишь основные направления этого развития.

Венчальная церемония

Фото 1

Три дня необходимо воздерживать от интимной близости, соблюдать пост, не употреблять спиртные напитки, животную пищу, не сквернословить и ни с кем не ругаться, и, главное, читать молитвы. Об этом всегда предупреждает священник.

Утром в день венчания необходимо исповедоваться и причаститься. После венчания жизнь семьи начинается с «чистого листа». Но можно пройти Исповедь и получить Причастие заранее.

Это самая начальная часть перед венчанием. Его проводят сразу после окончания Божественной Литургии. И это очень торжественный важный момент перед венчанием. Муж должен встать по правую руку священника, невеста же стоит по левую руку (слева от мужа).

Обряд Обручения можно провести заранее, например, за месяц, так как на самом Таинстве Венчания могут быть дети и пожилые, которые могут устать.

  • В самом начале от священника муж принимает руку супруги под сводами церкви, это очень символично, как от самого Господа Бога
  • Начало обряда торжественное, потому что священник три раза обходит пару с кадилом, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
  • После этого он дает им в руки венчальные свечи, которые он зажег, это считается как символ самой чистой любви и целомудрия пары. А муж с женой должны осенить себя трижды крестным знамением, что означает готовность. Это начало их новой жизни с «чистого листа»
  • А затем следует крестовидное каждение от священника, как символ нахождения рядом Святого Духа
  • Каждое таинство всегда начинается с воспевания и славы Господа Бога словами: «Благословен наш Бог».
  • Потом дьякон произносит молитвы о здравии пары от всех приглашенных в храме. Это первая молитва Святой Церкви о венчающихся.
  • Когда священник начинает читать молитву о благополучии новой семьи, о рождении детей, о спасении их душ, то пара должна преклонить головы и ждать в конце, когда священник благословит их
  • Кольца для венчания заблаговременно помещаются на престол с правой стороны. И священник их освящает.
  • После благословения священника начинается чтение молитвы «Отче Наш» (которую пара должна знать к моменту венчания наизусть). Священник надевает каждому кольцо, как символ нерушимого союза и осеняет крестом каждого по очереди 3 раза
  • Каждый из супругов по очереди должен 3 раза обменяться своим кольцом с супругом, и надеть кольцо в конце со словами клятвы верности и любви. Это знак того, что все они отныне будут делить на двоих, и радости, и печали, и помощь друг от друга. Иногда священник самостоятельно меняет кольца три раза.
  • Заканчивается обряд Обручения чтением молитвы Ангелу-Хранителю. После этого пара считается обрученной перед лицом Господа Бога.

Под пение хора в Храме особого псалма 127, священник ведет пару за руки на середину храма с зажженными венчальными свечами. Этот псалм от пророка-Давида, и он прославляет Богом данное супружество словами-стихами, а хор подпевает в конце: «Слава Тебе, Боже наш, Слава тебе». Священник во время этого шествия все время размахивает кадилом. Этот путь считается очень важным после Обручения, это начало следования и соблюдения всех заповедей перед лицом самого Господа Бога.

Предлагаем ознакомиться  Договор дарения недвижимости от жены к мужу

У пары для Таинства Венчания должны быть приготовлены две важные иконы: Христа Спасителя и Божией Матери. Обычно эти иконы даются родителями, вернее, ими благословляют пару на венчание родители. В старину эти иконы отдавали из дома молодым, это можно увидеть во всех старых фильмах.

Если таких икон нет, то стоит их приобрести в церкви, специально для Таинства Венчания, иногда есть в виде складника, который состоит из этих двух икон. Стоит уточнить у священника, какие иконы удобнее для венчания. Эти иконы остаются в семье как семейная реликвия.

  • Пара становится перед аналоем на светлый рушник, невеста должна быть в светлом платье, с покрытой головой, пусть это будет нарядный платок или накидка, или фата. Обязательное условие — это в платье или юбке, плечи должны быть закрыты, и туфли лучше выбирать для венчания с закрытым носком. Мужчина может быть в костюме и в светлой рубашке. Момент венчания очень торжественный и запоминающийся.
  • На аналое у священника уже лежат приготовленные для венчания вещи: Евангелие, крест и два венца для совершения Таинства Венчания.
  • Пара должна иметь обоюдное желание с обеих сторон, не должно быть дано никаких обещаний и никому со стороны, которые являлись бы препятствием для совершения Таинства Венчания.
  • Брак, зарегистрированный в ЗАГСе, является подтверждением этого факта, но священник все равно задает эти вопросы каждому по очереди.
  • После этого начинается Таинство Венчания словами священника: «Благословенно Царство…»

Венчание в православной церкви

И после короткой ектении, священник читает три важных молитвы:

  1. Первая молитва ко Господу Исусу Христу, это обращение о благословении этого брака.
  2. Вторая молитва к Триединому Господу тоже о благословении, сохранении брака, и чтобы он всегда помнил брачующихся и помогал им во всех их просьбах и молитвах
  3. Третья молитва тоже к Триединому Господу о единении брачующихся в единую плоть, и чтобы он им даровал плод чрева

И наступают после этого главные минуты Таинства Венчания. Священник берет по очереди венцы. Сначала для жениха со словами: «Венчается раб Божий (называет имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Жених целует образ Спасителя на венце. То же самое потом делает невеста, и целует образ Божией Матери на своем венце.

И вот эта главная минута, когда на головах с венцами молодожены ждут благословения Божия. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью, венчай их!»

Трижды священник от лица Господа Бога повторяет эти слова и осеняет молодых крестным знамением. Затем читается послание к Ефесянам Святого апостола Павла.

Здесь говориться о любви пары друг к другу, любви самоотверженной, до самоотречения и самопожертвования, причем в любых ситуациях.

А потом там говорится, что жена должна «убояться своего мужа», но не как «кролик удава», а именно в разумном послушании и уважении должны быть отношения в паре, где главное место отводится мужу.

«Жена не властна над своим телом, так же, как и муж». Уклонение от супружеских обязанностей должно быть на время поста, молитвы, совсем на недолгое время, чтобы не было «искушения у сатаны» разлучить вас. «Не нужно нарушать единение душ и тел».

  • Затем читается Евангелие от Иоанна. Там Божие благословение и освящение брака.
  • Священник все время молится о единении душ и благополучии семьи на протяжении всего обряда венчания. Он просит Господа, чтобы брак был честным, а ложе, не осквернялось ничем, чтобы семья дожила до старости вместе в любви, здравии и согласии.
  • Завершается Таинство Венчания молитвой «Отче наш», которую все читают хором.
  • Затем священник преподносит паре общую чашу с вином (кагором), это как знамение превращения воды в вино от самого Господа Бога. Священник благословляет пару на общую чащу общения, жизни и всего прочего, что есть у них. Молодые должны испить каждый по 3 маленьких глоточка, вначале муж, потом жена.
  • И вот после испития общей чаши, священник кладет на соединенные правые руки вместе жены и мужа, свою епитрахиль и сверху кладет свою руку и обводит их три раза вокруг аналоя. Тем самым действом это знаменуется то, что муж получает жену из рук самой церкви и Господа Бога навеки.
  • Каждый раз поется новая молитва со словами ликования и радости.
  • Круговое шествие вокруг аналоя – это символ вечного совместного и долгого пути друг с другом во всех жизненных ситуациях, так как они дали клятву верности и любви перед лицом самого Господа Бога и в присутствии свидетелей.
  • После этого венцы снимаются и супруги целомудренно скрепляют свой союз поцелуем.
  • Заканчивается Таинство Венчания тем, что священник подводит их к Царским вратам и они по очереди целуют образы Спасителя и Божией Матери. А затем священник дает им для поцелуя свой крест и вручает образы Спасителя и Божией Матери, которые они принесли в Храм. Это теперь семейные иконы. Также как и свечи с венчания. Свечи хранят в киоте иконы, а после смерти одного из супругов ему обе свечи кладут в гроб.

Данный обряд включает обручение и венчание. Стоит учесть, что во время церемонии священник должен называть молодоженов именами, которые даны им были при крещении (иногда они отличаются от имен «в миру»). Обручение проходит у входа в церковь. Невеста должна стоять слева от жениха. Священник благословляет молодых и вручает зажженные венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы. После молитвы он трижды переменяет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины. После этого они становятся женихом и невестой.

Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста будут стоять на белом полотенце. На протяжении обряда священник читает молитвы, поручители над головами молодоженов держат венцы. После ответа на вопросы священника «по доброй воле совершается венчание?» «нет ли препятствий?» и чтения молитв, молодожены становятся перед Богом супругами.

Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви

Теперь они могут поцеловать венцы и в три приема выпить вино из чаши, которая символизирует семейную жизнь с радостями и печалями. После того, как священник проводит их вокруг аналоя, подводит к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных.

Помните, что венчание является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни. Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьезным обстоятельствам, по разрешению епархии. Поэтому к соединению своей жизни перед Богом и самому таинству венчания следует подходить серьезно, с пониманием и учетом всех традиций и правил.

Раннее христианство (до IV в.)^

Тексты Нового Завета ничего не говорят нам о заключении брака христианами. Хотя здесь мы встречаем греческую брачную терминологию того времени (Мф. 1, 18; Лк. 1, 27), Христос Сам принимает участе в браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1—11), брачная символика используется для обозначения отношений Христа и Церкви (Еф. 5, 25—27; 2Кор. 11, 2), а ап.

было ли это его предварительное согласие на конкретный брак между членами общины или прямое литургическое благословение брака. Однако епископ в богословии св. Игнатия рассматривается как безусловный глава церковной общины, без которого нельзя «ни крестить, ни совершать вечерю любви»[4], поэтому все в общине должно происходить с его ведома и, в идеале, при его участии.

Интересно, что святитель использует здесь для обозначение брака тот же термин, который он часто употребляет и для обозначения Евхаристии — «единство» (ενοσις). Поэтому можно предположить, что теснейшая связь заключающих брак видимо реализовывалось в Евхаристии как «Таинстве единства», которая, в свою очередь, была знаком единства епископа и общины.

Это подтверждается и текстами Тертуллиана, жившего в Северной Африке († ок. 220 г. по Р. Х.). Прежде всего, в его творениях очень часто упоминаются церемонии, связанные с заключением брака в нехристианском греко-римском мiре. Это помолвка и свадьба с соответствующими церемониями: передачей кольца женихом невесте, соединением рук, покрытием невесты брачным покровом, свадебная процессия, венцы, брачный договор, брачная опочивальня и т. д.

Он также затрагивает вопрос о возможности участия христиан в языческих свадебных торжествах вообще и как ни странно, жесткий и бескомпромиссный ригорист Тертуллиан говорит, что «праздновать свадьбу Бог запрещает не более, чем наречение имени (ребенку)»,[5] т. е. христиане в то время могли свободно принимать участие в свадебных церемониях.

Что же касается собственно христианского заключения брака, то Тертуллиан ясно свидетельствует о нем в своем труде «К жене», где говорит о браке между христианами, который «устраивает Церковь, и подтверждает приношение (т. е. Евхаристия), и запечатлевает благословение, ангелы возвещают и Отец одобряет».[7] Т. о.

в начале III в. в Северной Африке Церковь дейстовала и на ступени подготовки к браку, вероятно, осуществляя контроль того, чтобы он заключался только между христианами. Что касается литургических элементов, то здесь важна связь с Евхаристией и наличие особого брачного благословения епископа или пресвитера.

Однако речь идет не просто о земной церемонии, одновременно это и описание небесного празднества. Ангелы также принимают участие в заключении земного брака, а вершиной является его принятие Богом-Отцом. Итак, совместная жизнь молодых в то время начиналась в общине, к которой они принадлежали, а участие в Евхаристии и особая молитва при заключении брака возводили его на более высокий духовный уровень.

Еще одно свидетельство о заключении брака мы находим в апокрифе под названием «Деяния Фомы», написанном в Малой Азии в нач. III в. Согласно тексту ап. Фома прибывает в Андаполис, где принимает участие в свадьбе царской дочери. Его просят произнести благословение над новобрачными в опочивальне, что он и делает, возлагая на них руки.

С другой стороны, ни в одном из важнейших литургико-канонических сборников того времени — Дидахи (кон. I—нач. II вв.), Сирийской Дидаскалии (сер. III в.), Апостольском Предании св. Ипполита Римского (нач. III в.) ничего не говорится о церковном заключении брака, как нет для него специальной молитвы и в т. н.

«Евхологии Серапиона» (IV в.). Поэтому, вероятно, практика в разных церковных областях не была единообразной. Хотя если мы приимем во внимание скудность данных до IV в. в отношении других чинопоследований — например, покаяния и елеосвящения, то немногочисленность свидетельств о церковном заключении брака понятна.

Что касается соотношения литургической и правовой сторон заключения брака, то тогда еще не шла речь о том, что супруги, не заключившие церковный брак, живут «в блуде». Тот же Тертуллиан, говоря о заключении брака с язычником, нигде не упоминает, что это будет не брак, а «сожительство» в сегодняшнем смысле слова, он лишь подчеркивает ряд трудностей, которые такой союз ставит перед христианкой, его заключающей.

[8] Также из приведенных слов св. Игнатия Богоносца не следует, что те браки, которые были заключены не с ведома епископа, были «недействительными». Если мы взглянем на христианскую апологетическую литературу, то послание к Диогнету (ок. 200 г. Р. Х.) подчеркивает, что христиане «заключают браки как все».

Христианское заключение брака в общине не имело для государства никакой правовой силы, а с другой стороны, в Церкви в то время пока не существовало собственного развитого брачного права, поэтому вопрос о связи «действительности» брака и формы его заключения еще не ставился. Как мы увидим ниже, такие попытки фиксации появятся лишь через несколько столетий в результате изменившихся церковно-государственных отношений.

И уж конечно никто не требовал от принявших христианство супругов получать какое-то специальное литургическое брачное благословение епископа или священника, без которого они рассматривались бы как живущеие «в грехе». Крещение как Таинство вступления в Церковь было достаточным, и омывшиеся его водами могли принимать участие в богослужебной жизни христианской общины без какого-то ограничения. Их брак рассматривался как христианский, так как верующие осознавали его таковым и жили в нем по христианским заповедям.

Фото- и видеосъемка на венчании

Фотосъемка и видеозапись таинства венчания разрешена, но не во всех храмах, поэтому лучше заблаговременно спросить разрешения у священнослужителя. Важно помнить, что в церкви нужно вести себя тихо, поэтому фотограф должен перемещаться аккуратно, не мешая ни молодым, ни священнику, ни гостям во время совершения обряда.

Несмотря на ограничения, накладываемые на работу фотографа, есть много ракурсов и способов сделать отличные фотографии, которые останутся на долгую память.

Поскольку церковь – дом Божий, то фотосессию лучше провести на улице после совершения обряда. Венчальная фотосессия – важный момент для молодых, но отнюдь не ключевой в обряде. Из снимков венчания получится замечательная фотокнига, которую можно совместить с фото с росписи в ЗАГСе.

Что нельзя делать после венчания супругов?

Сегодняшние чинопоследования обручения и венчания являются результатом длительного и сложного развития в рамках византийской литургической традиции. До начала книгопечатания, когда произошла окончательная унификация византийского богослужения, мы практически не находим двух рукописей, имеющих полностью идентичный чин заключения брака, поэтому полное исследование вопроса в рамках данной статьи невозможно.

Самый древний доступный нам евхологий, Barb. 336 (кон. {amp}gt;VIII — нач. IX в.), дает простую и ясную двухступенчатую структуру литургического заключения брака: обручение и венчание. Каждое из них является самостоятельным чинопоследованием с собственным надписанием, начальным возгласом и отпустом. Т. о.

Византия переняла дохристианскую схему «помолвка-свадьба», взяв ее за основу создания собственного богослужения. Конечно, Православная Церковь при этом полностью христианизировала содержание обеих частей заключения брака. Однако в течение времени по причинам, которые будут рассмотрены позже, возникла тенденция совершать оба эти чина по возможности ближе друг к другу или даже как единое целое, как это происходит в большинстве случаев и сегодня.

Так, уже кодекс Coislin 213 (1027 г. Р. Х.) свидетельствует о том, что в Константинополе при дворе императора в то время была возможность совершать обручение и венчание вместе. Хотя в подобном случае обе службы соединялись в одну и временное разделение пропадало, Церковь разделила их пространственно, и тот же самый кодекс впервые говорит, что при одновременном совершении обручение происходило в притворе, а венчание — в самом храме (в случае же раздельного совершения обручение также должно было совершаться на середине храма).

Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви

Не венчают в посты. Также под запретом для венчания Пасхальная неделя, время святок. Также не венчают во вторник, четверг и субботу. Не забывайте, что ежегодно церковный календарь меняется, соответственно, меняются и дни, в которые обряд не проводят. Поэтому лучше заблаговременно обо всем разузнать.

Непосредственно перед венчанием, начиная с полуночи, нельзя ничего есть, пить. Отказаться следует от курения, не вступать в половые отношения. Чтобы венчание прошло как можно лучше, воспользуйтесь следующими советами:

  • Наденьте удобную обувь, не стоит обувать туфли на высоких и неудобных каблуках, потому как вам придется выстоять на ногах не один, и не два часа.
  • Голова невесты обязательно должна быть покрыта.
  • На телах молодоженов непременно должны быть крестики (лучше те, которыми их крестили).
  • Колечки отдаются священнику еще до начала браковенчания, он их святит, прикладывая на Престол.
  • Не забудьте прихватить с собой белое полотно или полотенце, оно необходимо для того, чтоб на него стали молодожены.

Требования после венчания не отличаются от требований общей морали. Не нужно воспринимать венчание, как повинность или наложение морали. Венчание – это брак перед Богом, поэтому после венчания нужно поддерживать желание прожить всю жизнь рука об руку со своей второй половиной.

Не забывайте, что обряд венчания – процесс деликатный и для понимания полной картины происходящего можно посмотреть видео таинства венчания.

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.Венчание дает особое благословение небес паре:

  • на жизнь по заветам Иисуса Христа;
  • на благополучную семейную жизнь в духовном единстве;
  • на рождение детей.

Фото 2

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят венчаться через несколько лет после обычного брака, чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Причастие

Участие священника в «мiрской» свадьбе^

Одним из первых и основных признаков христианизации стало присутствие на «светском» брачном пире епископа или пресвитера. На этом этапе развития христиане еще не приходили в Церковь для благословения своего брака, а именно священник приглашался на брачный пир. Многочисленные свидетельства об этом у нас имеются с IV в.[9]

В случае свадьбы благочестивых христиан такая практика еще могла отражать ситуацию II—III вв., которую мы видели у св. Игнатия Богоносца и в «Деяниях Фомы». Однако возросшее число членов общин, часто являвшихся номинальными христианами, разрушили гармонию ранней Церкви, в которой все знали друг друга и отеческая роль епископа, дававшего брачное благословение супругам, была совершенно естественной. В IV в.

В качестве примера можно привести «брачные таблицы» (tabulae matrimoniales или nuptiales) или письменный договор, в котором определялись условия брака и размер приданого. Согласно свидетельствам блаж. Августина среди свидетелей, подписывывавших этот документ, был и христианский епископ.[10] Из текстов видно, что этот акт не рассматривался как нечто собственно христианское, епископ просто принимал участие в домашней церемонии, а его подпись в качестве почетного гостя должна была придать свадьбе боґльшую  торжественность.

Предлагаем ознакомиться  Срок хранения табеля учета рабочего времени

Однако роль христианского клирика не была чисто представительской и пассивной. Св. Иоанн Златоуст говорит о том, что приглашенный священник читал особые молитвы и благословения (ευχαι и ευλογιαι),[11] освящая тем самым заключаемый брак. Его присутствие в известной мере рассматривалось и как подтверждение заключаемого брака, что видно из 7 прав.

Неокесарийского Собора (ок. 315 г.): «Пресвитеру на браке двоеженца не пиршествовати. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который чрез участвование в пиршестве одобрял бы такие браки?» Как следует из текста, священник не должен был присутствовать при заключении второго брака, т. е. брака, не одобрявшегося Церковью.

Такое участие в «домашнем» празднике было абсолютно правомочно и желательно, т. к. оно представляло собой важный аспект пастырской и миссионерской деятельности Церкви. Но христианские пастыри сразу же столкнулись с серьезной проблемой — непримиримым противоречием между разнузданным характером языческой свадьбы и высокой христианской нравственностью.

Так, при чтении творений св. Иоанна Златоуста перед нами предстает картина свадьбы того времени, и хотя в ней уже нет элементов идолослужения, связанная с торжеством вакханалия вызывает праведный гнев великого проповедника.[12] Церковь должна была сказать твердое «нет» такому положению вещей, а присутствие священника на таком празднестве было, конечно, абсолютно неприемлемо.

То, что голос великого проповедника не был одиноким, видно из соборного обсуждения этой проблемы на Лаодикийском Соборе (ок. 363 г.). Его 53 правило предписывает: «Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Одновременно отцы Собора понимали малоэффективность таких увещеваний для вчерашних язычников и поэтому просто предписали клирикам удаляться с пира в самые непристойные моменты.[13]

Возникновение собственно христианского чина^

Такой запрет был, очевидно, половинчатым решением, поэтому совершенно логичным и последовательным было создание собственно христианского чинопоследования, которое показывало бы христианам, что ожидает Церковь от их брака и как высоко она его рассматривает. Этот прямой конфликт с «мiрской» свадьбой является одним из основополагающих принципов для развития христианского богослужения заключения брака как на Востоке, так и на Западе.

Если в дохристианском мiре (как в иудаизме, так и в греко-римской среде) раввины и языческие священники не были «предстоятелями» при заключении брака и лишь приглашались родителями молодоженов для участия в домашнем празднике, христианская Церковь пошла принципиально иным путем отделения своего благословения от «народной» свадьбы.

Не вдаваясь в детали, мы можем выделить в этом процессе в IV—VI вв. три основных признака — временное и пространственное разделение церковного и светского праздников, а также новая роль священника как совершителя церковного Таинства брака.

Пространственное отделение выразилось в совершении церковной церемонии именно в храме — месте, где Церковь могла сама определять богослужебные формы и требуемый порядок. Однако простой перенос свабедных торжеств в храм не всегда мог привести к желаемым результатам в то время. Так, мы встречаем в деяниях западного Клермонтского Собора (535 г.

) правило, запрещающее использовать церковные сосуды для свадебных торжеств, «да не осквернятся нечистым прикосновением и неподобаюшей мiрской торжественностью».[14] Это правило может показаться нам странным, но новообращенные язычники, очевидно, просто переносили свадебный разгул в храм, и поэтому возникала острая необходимость создания собственно христианской службы, где все будет «по чину и благонравно».

Что касается временного разделения мiрской свадьбы и церковного благословения, то наиболее ярко оно проявилось на Западе, где Цезарий Арльский (502—542) установил, что молодые должны прийти в храм за 3 дня до своей свадьбы, чтобы получить церковное благословение.[15] Тем самым подчеркивалась четкая дистанция и приоритет церковного чина по отношению к «светскому».

Фото 3

Эта отделенность была оправдана и существовала только в IV—VI в., когда Церковь активно проводила свою миссию как среди народов империи, так и за ее пределами. Однако впоследствии, когда общество стало более христианским, необходимость такого пространственно-временного разделения отпала.

«Я желал бы быть при этом и праздновать вместе с вами, и соединить руки молодых, и передать руки обоих — в руку Божию.»[16] Интересно мнение святителя, что лучше было бы, если бы возложение венков совершал отец невесты, а он только сопровождал его молитвами: «их (отцов невесты) — венцы, наши (епископов) — молитвы»[17].

Основные правила

Как видно из последнего примера, для христианского Востока именно венец стал основным символическим действием, которое дало название всему чину — «венчание» (στεφανομα). Помимо письменных свидетельств мы встречаем множество изображений на христианских саркофагах, где Христос или божественная Десница возлагает венец или венцы на брачующихся.

Венец является дохристианским свадебным символом, и его христианизации способствовали прежде всего творения св. Иоанна Златоуста, подчеркивавшего идею венца как символ победы над плотью в НЗ перспективе (ср. 1Кор. 9, 25; 2Тим. 4, 8): «Им (молодым) возлагают на главу венцы, ибо они не побеждены, и следуют к брачному ложу, не будучи побеждеными похотью. Если же некто, будучи рабом похоти, предается блудницам, то как он также может получить венец на главу, будучи побежденным?»[18]

Рим использовал в качестве символической основы своего чина другой элемент — брачное покрывало или брачный покров (velamen), которое носила невеста во время римской свадьбы. То, что венок не играл на Западе большой роли, можно объяснить влиянием Тертуллиана, ригоризм которого надолго поставил под сомнение принципиальную возможность такой символики.

[19]Постепенно на Западе весь чин получил название velatio. [20] Этот обряд, который, как и венчание, восходит к дохристианским временам, упоминается многими христианскими авторами как основная часть церковной церемонии с кон. IV в.: папой Сирициусом (384—399 гг.),[21] св. Амвросием Медиоланским († 397 г.),[22] Паулином Ноланским († 431 г.)[23] и др. Этот символ просуществовал на Западе до позднего Средневековья.

Еще один дохристианский символ был перенят как на Востоке, так и на Западе. Кольцо, изначально игравшее роль дара во время помолвки, уже практически полностью потеряло к IV в. свой «экономический» аспект, и несло только символическую нагрузку. Именно в таком значении его и переняли христиане — как дар, через который выражалась идея верности жениха и невесты или супругов, как «кольцо верности» (anulus fidei).

Восток сохранил кольцо там, где оно находилось изначально, т. е. в чине помолвки или обручения, и сделал его центральным символом этого богослужения. На Западе же кольцо с течением времени стало элементом собственно свадьбы. При этом Запад надолго сохранил древнюю римскую практику, согласно которой в обручении было только одно кольцо, которое жених давал невесте, на Востоке же идея единства супругов и их равенства перед Богом выражалась символически путем использования двух колец.

Фото 4

В Риме также был известен жест возложения рук, которое священник совершал, читая над молодыми, покрытыми брачным покрывалом, молитву благословения.[24] В Галлии распространился обычай благословения новобрачных в брачной опочивальне (benedictio in thalamo), в которой проходила вся церковная церемония.

Очень рано в чине венчания начал использоваться Пс. 127 «Блажен всякий боящийся Господа», как это видно уже из одного письменного свадебного пожелания св. Григория Богослова.[25] Использование церковных песнопений должно было вытеснить языческие свадебные гимны из народного сознания, т. к. их содержание противоречило христианскому вероучению.

Важную роль в христианизации богослужения брака играла и связь венчания с Евхаристией. Свидетельство об этом мы находим на Востоке уже у св. Тимофея Александрийского (381—385), который говорит о том, что священник по поводу заключения брака «совершает приношение».[26] Об этом подробнее пойдет речь при рассмотрении византийского чина венчания.

Из данного короткого анализа периода IV—VI вв. мы видим, что основное отличие этой стадии развития христианского богослужения заключения брака в обоих частях империи заключалось в перенятии дохристианских ритуальных форм. Церковь не ставила себе целью создать принципиально новые богослужебные формы.

Помолвка с договором и кольцом, свадьба с торжественным пиром, венчание или покрытие невесты — это картина, известная нам уже из дохристианского мiра. Однако такая рецепция не была безусловной. Миссионерская задача Церкви требовала перенять понятные для народа формы, однако так христианизировать их, прежде всего через связанные с ними молитвы и Евхаристию, чтобы показать через них высокое понимание христианского брака.

Фото 5

При венчании обычно присутствуют родственники молодоженов. Ранее это таинство требовало родительского благословления. Сегодня же это совсем необязательное условие. Совершается таинство только настоящим священником. Правила предусмотрены некоторые ситуации, в которых венчание запрещено православной церковью. Таких запретных пунктов всего шесть:

  1. Не венчают пару, если один из супругов состоял в браке уже более трех раз.
  2. Отказ в венчании получают и близкие (кровные) родственники до 4-й степени родства.
  3. Обязательное условие – супруги должны быть крещенными.
  4. Не венчают атеистов, да и смысл таким людям венчаться и давать клятвы перед Богом, в которого они не веруют?
  5. Отказывают паре, в которой один из молодоженов состоит в брачных отношениях.
  6. Не венчаются люди с монашеским обетом или те, кто принял священный сан.

Непременное условие для венчающихся – чтобы каждый молодожен был православным христианином. При этом жениху должно исполниться на момент венчания 18 лет, невесте – 16.

Значение обряда

Последние годы всё большее количество пар не только расписываются в загсе, но и решают соединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную важность этого шага.

Важно! Священнослужители лояльно относятся к невенчанным семьям, живущим в браке. Главное, что он был официально зарегистрированным, а не гражданским. Когда через несколько лет уверенные друг в друге супруги приходят к таинству – это воспринимается положительно. Так что торопиться с венчанием необязательно.

Происходящее во время таинства волнительно не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке не забывать важные детали, начните готовиться заранее. Продумать необходимо каждую мелочь: начиная от духовных моментов (исповедь, пост, покаяние) и заканчивая материальными – платьем невесты, составлением списка гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех необходимых атрибутов (кагора, свечей, рушника, колец, икон).

Для счастливой семейной жизни мало плотской взаимной любви друг к другу. Особая связь между мужем и женой, объединение двух душ появляется после обряда венчания:

  • пара получает духовную защиту церкви, семейный союз становится ее частичкой;
  • православная семья – это особая иерархия Малой церкви, где жена подчиняется мужу, а муж – Богу;
  • во время проведения обряда в помощь молодой паре призывается Святая Троица, у нее просят благословение новому православному браку;
  • дети, родившиеся в венчанном браке, получают особое благословение уже при рождении;
  • считается, что если венчанная пара живет, соблюдая христианские законы, сам Бог берет ее на руки и бережно проносит через всю жизнь.

Подобно как в Большой церкви молятся Богу, так и в Малой церкви, которой становится венчанная семья, должно постоянно звучать слово Божье. Истинными христианскими ценностями в семье становятся послушание, кротость, терпение друг к другу, смирение.

Сила благодати Господа так велика, что, получив Его благословение во время обряда венчания, потом пара часто с большим рвением посвящает чаяния свои христианской жизни, даже если раньше молодые редко посещали храм. Таково руководство Иисуса Христа, который стал хозяином православного дома.

Важно! Один из главных обетов венчанной пары – клятва верности друг другу до конца жизни.

Чинопоследования обручения и венчания в византийских евхологиях[27]^

Barb. 336 (кон. {amp}gt;VIII — нач. IX в.) дает лишь две молитвы для обручения, находящиеся и в сегодняшнем чине: «Боже вечный» и «Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь». Здесь нет ни одной рубрики и даже нет упоминания колец, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, читались ли эти молитвы в храме или же они были частью домашней помолвки, на которую приглашался священник.

Интересен кодекс Патмос 104 ({amp}gt;XIII в.), который говорит об обмене кольцами непосредственно перед первым возгласом чина обручения, без каких бы то ни было сопроводительных слов. Возможно, что такая практика была распространена в некоторых областях и отражает более древнюю практику, когда домашняя церемония (передача дара, выражавшегося драгоценным кольцом, arrha) заканчивалась церковным чином.

Одна рукопись, Син. 966 (XIII в.), упоминает, что вместе с Евангелием и кольцами, но не на престоле, а на столике в центре храма, лежит и „μνηστρα“, т. е. брачный договор, в котором определяются условия будущего брака. Это — свидетельство того, что церковное обручение к тому времени совершалось уже после достижения согласия между обеими семьями и несло в себе ряд юридических моментов.

Это вполне понятно, т. к. Церковь в Византии в то время уже постепенно переняла функции, которые были связаны с регулированием заключения брака (об этом речь пойдет позже), поэтому обручение и венчание имели известную правовую силу и служили своего рода «печатью» заключенных между семьями и молодыми договоренностей.

Уже такие древние евхологии как Ленинград. 226 (X в.) и Coislin 213 (1027 г.) дают чин обручения, во многом идентичный нынешнему. В нем отсутствуют лишь добавленные позже молитва «Господи Боже наш, отроку Авраама» (впервые в Син. 973, XII в.) и сугубая ектения (впервые в Патмос 104, XIII в.). Т. о. уже знакомый нам домашний чин семейной помолвки постепенно полностью был перенесен в храм.

Рубрика передачи колец в Coislin 213 (1027 г.) гласит: «И после „Аминь“ дает (епископ) мужу золотое кольцо, жене — железное и они обмениваются ими. И после этого епископ соединяет их руки, и, держась так, они выходят (из храма)». В результате обмена у жениха т. о. остается железное (или серебряное) кольцо невесты, а у нее — золотое кольцо жениха.

Важно, что основными действующими лицами при обмене колец изначально являлись именно молодые, а не священник. Они получали кольца от него, точнее, с престола, т. е. от Церкви, но сам обмен осуществляли именно жених и невеста. Только более поздняя традиция предписывает делать это свидетелям, и лишь единичные поздние евхологии упоминают в этой связи священника (напр., Син. 996, {amp}gt;XVI в.).

Фото 6

«Господи, силою Твоею возвеселится царь» (Пс. 20, 2) и «Жена твоя, яко лоза плодовита» (Пс. 127, 3). Евхологий Син. 960 (XIII в.) упоминает слова священника при одевании колец «Десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя» (Пс. 117, 15), т. к. кольцо одевалось на правую руку. Расширение этого элемента мы встречаем в Лавр. 189 (XIII в.

), где священник, благословляя кольца, говорит: «Христос, в Троице славимый, да благословит и освятит жизнь вашу всегда ныне и присно и во веки веков». После этого он дает молодым кольца, произнося слова из притчи о блудном сыне: «Дайте перстень на руку его» (Лк. 15, 22). Красивый текст приводит Лавр. 21 (XVI в.

Нынешние слова при одевании колец являются довольно поздними и впервые фраза «Обручается раб Божий имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа» встречается в Пантокр. 149 ({amp}gt;XV в.). Современная форма, в которой присутствуют имена и жениха и невесты, встречается лишь в Син. 996 (XVI в.).

С обменом колец было тесно связано и соединение рук молодых, которое совершал священник. Этот элемент встречается во многих кодексах и является выражением неразрывной связи жениха и невесты, а также своего рода «санкционирующим» жестом священника, т. к. обмен колец происходил без его участия.

Сколько длится подготовка и идет сам обряд венчания в церкви?

как проходит венчание в православной церкви

Перед свершением обряда молодым необходимо пройти специальную подготовку:

  • соблюдать пост;
  • посетить исповедь;
  • причаститься;
  • читать молитвы, обращаясь к Богу с просьбой даровать видение своих грехов, простить их, научить, как искупить;
  • обязательно нужно простить всех своих врагов, недоброжелателей, молиться за них с христианским смирением;
  • молиться за всех людей, которых вольно или невольно обидели в жизни, просить у Бога прощения, возможности искупить вину.

Перед венчанием по возможности рекомендуется раздать все долги, совершить пожертвования на богоугодные дела. Венчание – церковное Таинство, молодые должны постараться подойти к нему с чистой совестью, успокоенным сердцем.

Сами обряды обручения и венчания в церкви длятся по времени столько, сколько потребуется на пошаговое совершение всех вышеперечисленных процедур. Как правило, это происходит в течение от сорока минут до одного часа.

Согласно требованиям некоторых священников, пары обязаны полностью отстоять службу с самого утра и причаститься. Только после этого они допускаются к обручению и венчанию. В этом случае процедура может продлиться до пяти часов. Как отмечать совершение ритуала венчания, и стоит ли вообще это делать, молодожены уже решают самостоятельно, четких правил по этому поводу нет.

На самом таинстве вам понадобятся следующие вещи:

  • венчальные кольца;
  • рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно должно быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
  • свечи;
  • платочки для держания свечей;
  • бутылка церковного кагора;
  • иконы Божьей Матери и Спасителя.

Их можно купить как специальным набором, так и подобрать отдельно, именно такие, какие вам нравятся.

Иконы и крестики

Наилучший вариант – получить образа в подарок от родителей, но если это невозможно, то можно купить новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Божьей Матери – невесте. Образами молодых благословит священник, а после обряда иконы будут защищать семью, находясь на почётном месте в доме.

Нательный крестик – обязательный атрибут для любого православного, который необходимо носить не снимая. Естественно, на важнейшее таинство его также важно иметь всем присутствующим: и новобрачным, и гостям.

Важно! Некрещёные на венчание не допускаются.

Кольца

По традиции кольца жениха и невесты отличаются материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнца, мужского начала. Невеста – серебряное, знак луны, церкви и женского начала.

Поскольку во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте останется кольцо мужа, как знак его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как знак её беззаветной верности и покорности.Это правило не является обязательным, поэтому при желании вы можете выбрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия совершенно не подойдёт. Строгий батюшка может отказаться класть такие украшения на алтарь для освящения.

Кольца для венчания, в отличие от обручальных, лучше выбирать простые, без вычурного необычного декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, поэтому простой элегантный дизайн избавит вас также от сложностей с подбором гардероба к этому аксессуару.

Предлагаем ознакомиться  Полис ОСАГО без техосмотра на новый автомобиль и старый

Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия. Допустимы также и венчальные перстни.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

обручение на венчании

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.

Евхаристия и общий потир^

Важную роль в христианизации языческих свадебных церемоний играла связь венчания с Евхаристией. Свидетельства о совершении Евхаристии в связи с заключением брака мы встречаем практически одновременно на Западе[29] и на Востоке.[30]

Вопрос о связи Евхаристии и венчания в византийских евхологиях является довольно сложным и мы можем лишь кратко коснуться его в рамках данной статьи. Barb. 336 (кон. VIII — нач. IX в.) дает короткую рубрику: «после „Аминь“ преподает (священник) им животворящее Причастие, и отпускает (их)». Т. о. чин венчания завершается причащением молодых, которое, очевидно, вместе с возложением венцов является вторым важнейшим литургическим действием чина.

Венчание в православной церкви - все этапы таинства обряда. Когда могут быть препятствия венчанию?

Однако из текста большинства византийских евхологиев видно, что это не была полная Литургия. Coislin 213 (1027 г.) предписывает священнику возглашать перед причащением молодых «Преждеосвященная Святая святым», т. е. возглас из Литургии Преждеосвященнных Даров. Эта же рукопись говорит о том, что венчание совершается «после Божественной Литургии».

Отсюда можно предположить, что брачующиеся также присутствовали на ней, но не причащались. Чаша оставалась т. о. в алтаре и становилась тем самым своего рода «Преждеосвященной» («τα προηγιασμενα»), как она часто обозначается в рукописях. Это было вызвано желанием сделать венчание исключительно семейным чинопоследованием, на котором присутствовали бы только члены обеих семей и гости, остававшиеся в храме после окончания обычной (воскресной?) Литургии. Т. о. можно говорить только об опосредованной связи с евхаристическим богослужением.

Coislin 213 (1027 г.) упоминает еще одну чашу с обычным, неевхаристических вином — элемент, отсутсвующий в сегодняшнем чине. После причащения молодые испивают и из этой чаши, после чего жених разбивает ее. Это действие встречается во многих византийских рукописях. Наличие двух чаш, евхаристической и неевхаристической, ставит перед нами вопрос о том, какое значение имела вторая из них.

В «молитве общего потира» речь идет, очевидно, о неевхаристической чаше, т. к. священник молится о ее благословении «благословением духовным» («ευλογησον ευλογια πνευματικη»), что было бы абсолютно неприемлемо в отношении Чаши с Кровью Христовой. Вероятно, истоки «общего потира» лежат именно в «светском» свадебном пире, на котором, как мы уже видели, присутствовал священник. Также возможно, что иудейская практика семи благословений над свадебной чашей сыграла здесь известную роль.

Говорить о том, что второй потир является просто заменой евхаристического, едва ли возможно. Как видно из большинства дошедших до нам рукописей, в чине присутствуют именно две чаши, причем они четко разделены структурно и по содержанию. Евхаристическая Чаша сопровождается возгласом и причастным стихом, после чего следует причащение молодых, являющееся выражением их единства во Христе.

1.      Только евхаристическая Чаша, соединененная с «молитвой общего потира» (небольшое количество рукописей, в основном не из Константинополя)

2.      Наличие двух чаш (большинство константинопольских евхологиев)

3.      Только неевхаристический потир, т. е. наша нынешняя практика (наиболее поздние рукописи).

Последняя практика возникает довольно поздно и связана, очевидно, со снижением частоты Причащения (в это время нередки рубрики «если молодые хотят (если достойны) причащаться…») и только в этом случае можно говорить об окончательной «замене» евхаристического Потира. Один из первых текстов, в котором молодые не причащаются, относится к XV в.

(Синай 968 (1426 г.)). Однако во многих рукописях евхаристическое понимание общей чаши выражается, например, пением причастного стиха при ее испитии молодыми (Патмос 690 (XV в.)), произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Лавра 21 (1536 г.)) и т. д. Интересную практику мы встречаем в рукописи Лавра 105 (XV в.), где в общий потир опускаются частицы хлеба, что является параллелью к евхаристической Чаше.

Показательно, что согласно рубрикам («если хотят причащаться») именно брачующиеся, а не священник (он, м. б. только в случае канонических препятствий, напр., второго брака) принимают решение о причашении. Св. Симеон Солунский († 1420 г.) подчеркивает важность Причащения во время венчания, т. к. он рассматривает Евхаристию в качестве исходного пункта и начала брачного единства («κεφαλαιον γαρ και τελος της ζευξεως το αγιον {amp}gt;

Необычный, в настоящее время отсутствующий обычай — это разбитие общей чаши после ее испития. Возможно, это заимствование из иудейской практики, т. к. он неоднократно упоминается в талмудических источниках. Т. о. речь идет о еще одной части домашней церемонии, которая вошла в некоторые евхологии как результат воцерковления свадебных элементов.

Что обязательно знать паре?

Дополнительно нужно знать некоторые тонкости проведения обряда венчания, подготовки к нему:

  1. Перед самим венчанием молодой паре следует поститься не менее трех дней (можно больше). В эти дни нужно не только ограничить себя в еде, но и посвятить больше времени молитве. Также следует полностью воздержаться от плоских утех;
  2. Жениху разрешено присутствовать на венчании в обычном классическом костюме, а вот к платью невесты требований гораздо больше. Оно должно быть скромным, не допускается оголение спины, декольте, плеч. Современная свадебная мода предлагает платья самых разных цветов, но венчальное платье должно быть скромное, желательно в оттенках белого;
  3. По православной традиции невесте не надевают вуаль или фату, закрывающую лицо. Это символизирует ее открытость перед Богом и будущим мужем.

День венчания нужно предварительно согласовать с батюшкой. Существует ряд ограничений для проведения обряда. Например, не венчают в дни поста, на многие церковные праздники – Рождество, Пасху, Крещение, Вознесение.

Есть и особенно удачные дни для проведения таинства, например, на Красную горку или в день Казанской иконы Богоматери. Батюшка подскажет наилучший именно для конкретной пары день для свершения обряда венчания.

Обхождение вокруг аналоя^

таинство венчания поцелуй

Обхождение брачующимися и священником аналоя с лежащим на нем Евангелием при пении «Исайя, ликуй», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже» также является характерной особенностью византийского чина венчания.

Впервые мы встречаем упоминание песнопений в конце венчания в Патмос 104 (XII в.), где после причащения рубрика гласит: «все поют: «О Тебе радуется» и «Святии мученицы…» Текст ничего не говорит о каком-либо действии, происходившем в это время, вероятно, оба текста пелись просто в конце чина. Однако чинопоследование этим не оканчиваалось, и как видно из евхология Патмос 690 (XV в.

), эти песнопения сопровождали торжественную свадебную процессию, которая направлялась из храма в дом молодых, где происходила праздничная трапеза. Данный текст предписывает петь «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», «О Тебе радуется» по пути в дом молодых, где прочитывались оставшиеся молитвы венчания и происходил собственно отпуст.

Целью подобной практики была, очевидно, христианизация свадебной процессии. С другой стороны, священник должен был прочитать еще некоторые молитвы в доме молодых (как мы увидим ниже), поэтому данные песнопения служили своего рода связующим элементом: процессия начиналась в храме и оканчивалась в доме молодых заключительными молитвами. Поэтому истоки обхождения аналоя брачующимися лежат именно в процессии за стенами храма.

Лучше понять историческую трансформацию данного действия поможет сравнение с чинопоследованием Крещения, где новокрещенные обходят купель при пении «Елицы во Христа крестившеся». Этот элемент, как показали исследования византийских евхологиев, возник из торжественной процессии «новопросвещенных», которая следовала из баптистерия Св.

Софии собственно в храм, где они впервые принимали участие в Евхаристии. Т. о. «Елицы…» являлось связующим звеном между Крещением и Литургией. Когда же константинопольские евхологии получили распространение и в приходских храмах, где крещение часто совершалось не в баптистерии (ввиду его отсутствия), а в самом храме, торжественное шествие было преобразовано в простое обхождение купели.

По аналогии можно предположить, что то же самое произошло и в чине венчания, только процессия в данном случае направлялась из храма в дом молодых. Пространственно, как в случае Крещения, в результате переноса всей церемонии в храм полная процессия стала едва ли возможной, и она была сокращена до простого обхождения аналоя.

С другой стороны, налицо сходство и с чинопоследованием Рукоположения (вплоть до текста песнопений), т. к. венчание является своего рода «поставлением» супругов на их совместное служение в новой «малой Церкви». О таком понимании свидетельствует св. Симеон Солунский, который в своем труде «О честном и законном браке» говорит, что священник соединяет руки молодых и они «идут кругом» при пении тропарей «как при рукоположении» («ως επι χειροτονια»).[32]

Впервые мы встречаем практику «хождения кругом», которую описывает Св. Симеон Солунский, в рукописи Лавра 189 (XIII в.), однако здесь нет никаких рубрик и не упоминается пение тропарей. Рубрики, схожие с современными (в т. ч. с упоминанием аналоя), появляются лишь в XV—XVI вв. Интересна одна местная традиция, которую мы встречаем в евхологии Каракал. 155 (XV в.

Самым поздним из трех нынешних песнопений является «Исайя, ликуй», оно встречается лишь с XV в. В большинстве текстов на его месте находится «О Тебе радуется». Возможно, что замена произошла, когда практика свадебных процессий прекратилась, и этот текст стал слишком длинным для одного обхождения аналоя, поэтому он был заменен на более короткий.

Снятие венцов^

Barb. 336 (кон. VIII — нач. IX в.) ничего не говорит о снятии венцов, вероятно, молодые покидали в них Церковь. Coislin 213 (1027 г.) дает нынешнюю молитву «Господи, Боже наш, благословивый венец лета» с надписанием «Молитва на разрешение венцов» («Ευχη εις την λυσιν των στεφανων»). Отсутствие дальнейших рубрик не позволяет с точностью сказать, происходил ли этот обряд в храме или в доме молодых.

Итак, мы видим два действия, которые Церковь совершала после венчания в храме: снятие венцов и благословение брачной опочивальни. Это благословение, как следует из начальных слов сопровождающей его молитвы «Достигше брачной опочивальни» («Νυμφωνα καταντησαντες»), происходило, вероятно, перед ее дверями.

Рубрика еще одного евхология (Синай 973, 1153 г.) прямо свидетельствует: «И приходят в дом молодых, приходит и иерей, глаголя молитву венцов». В рукописи Синай 958 (X в.) мы находим «Молитву на снятие венцов» («Ευχη εις αποστεφανωσαι») и «Молитву на разрешение венцов» («Ευχη εις την λυσιν των στεφανων»), т. е. это два различных действия.

Как мы уже видели, процессия шла после венчания в дом молодых, где совершался брачный пир. Вероятно, в начале или в конце трапезы происходило снятие венцов и благословение опочивальни (ее «разрешение» («Ευχη εις την λυσιν παστον»), м. б. торжественное открытие дверей и вход в нее молодых после молитвы, как это было и в греко-римской античности).

Фото 2

Венцы прикреплялись в опочивальне или на ее дверях и снимались через несколько дней, как показывает надписание молитвы в рукописи Син. 962 (XI—XII вв.) «Молитва на снятие венцов из опочивальни» («Ευχη εις το επαραι τα στεφανια εκ του θαλαμου»), которая является собственно молитвой «разрешения» венцов в отличие от их «снятия».

Различные евхологии дают различные временные промежутки между этими двумя действиями, но 8 дней постепенно становятся наиболее распространенной практикой (наряду с этим часто встречаются 3 дня). Это, вероятно, является символической аналогией к Таинству Крещения (снятие белых одежд на 8 день, молитва в 8 день после рождения ребенка). Во многих евхологиях находится короткая служба в этот день с «обычным началом» и отпустом, которую священник совершал с доме молодых.

Широко распространенное мнение о том, что новобрачные носили венцы в течение 8 дней после свадьбы, основано на неправильном понимании молитвы на снятие венцов, которая в настоящее время читается в храме перед отпустом. Только когда все чинопоследование стало совершаться в храме и «домашняя» часть отмерла, возникла практика снимать венцы в конце венчания в храме.

То же самое можно сказать и о предписываемом на этом основании ныне многими авторами обязательном супружеском воздержании в течение первых 8 дней после венчания. С точки зрения аскетики это может рассматриваться как полезное упражнение при начале супружеской жизни, но из евхологиев мы видим, что в Византии Церковь в сам день венчания благословляла супружеское ложе молодых, рассматривая его как «ложе нескверно» и освящая тем самым все стороны жизни новобрачных.

Большинство древних рукописей не дают никакого отпуста, что понятно ввиду завершении чина только в доме молодых. Часто встречаются короткие молитвы-благоловения, которые не сохранились в нашем Требнике. Так, согласно многим евхологиям священник благословляет молодых со словами: «Живите, новобрачные, Святая Троица да сохранит вас в благополучии».

Рассматривая обручение и венчание в византийских евхологиях, сразу же бросается в глаза, что нет практически двух идентичных друг другу чинов. Во многих евхологиях имеются существенные отличия, они содержат молитвы (иногда очень красивые и глубокие по содержанию), которые не вошли в современный чин.

1. «Coniunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio» (Modestin, Dig. 23,2,1).2. «Nuptias non concubitus, sed consensus facit» (Ulpian, Dig. 35,1,15).3. Св. Игнатий Богоносец, Послание к Поликарпу 5,2.4. Св. Игнатий Богоносец, Послание к смирнянам 8,2.5. Тертуллиан, Об идолослужении 16.6.

Тертуллиан, О венке воина 13.7. «…{amp}gt;ecclesia conciliat et confirmat oblatio {amp}gt;et obsignat benedictio, angeli renuntiant, {amp}gt;pater rato habet» (Тертуллиан, К жене II,8).8. Этому посвящен весь его труд «К жене».9. Выражение «приглашать священника на брак» встречается как устоявшееся словоупотребление у св.

Тимофея Александрийского («Аще кто звати будет священнослужителя на сочетание брака…»  Кан. ответ 11), св. Иоанна Златоуста (Толк. на Быт. 48,6; PG 54, 443), св. Григория Богослова (Посл. 232; PG 37,376) и др.10. Блаж. Августин, Sermo 332 (PL 38, 1463).11. Св. Иоанн Златоуст, Толк. на Быт. 48, 6 (PG 54, 443).12.

Как видно из его трудов, приглашение танцовщиц и даже блудниц, алкоголь и разврат были широко распространены, в том числе и на свадьбах тех, кто называл себя христианами.13. «Не подобает освященным, или причетникам зрети позорищныя представления на браках или пиршествах: но прежде вхождения позорищных лиц воставати им и отходити» (54 прав.

Лаодикийского Собора). В данном случае речь идет прежде всего о театральных представлениях, которые не имели ничего общего с христианской моралью.14. Прав. 8. (Monumenta Germaniae Historica, Conc. I, 67).15. Житие св. Цезария I,59 (Monumenta Germaniae Historica, SS Rer. Merov. III, 481).16. Св. Григорий Богослов, Посл.

193 (PG 37, 316).17. Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374).18. Св. Иоанн Златоуст, Толк. на 1Тим. 9,2 (PG 62,546).19. Для него любое ношение венков, в т. ч. и свадебных, являлось идолослужением.20. Поэтому мы не можем использовать слово «венчание» для обозначения богослужения заключения брака на Западе.21.

Сирициус, Посл. к Гимерию 4( PL 13,1136); Посл. к Медиоланской Церкви  4 (PL 13,1168).22. Св. Амвросий Медиоланский, Посл. 19 к Вигилию (PL 16, 984).23. Паулин Ноланский, Carmen XXV, 227 (PL 61, 638).24. Паулин Ноланский, Carmen XXV, 201 (PL 61,636).25. Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374).26. Св.

Тимофей Александрийский, Кан. ответ 11.27. Евхологии — богослужебные книги в Византии, включающие в себя чинопоследования Таинств и священнодействий, аналог наших Служебника и Требника. Мы даем общепринятое обозначение каждого рукописного евхология и время его составления.28. История введения вопросов новобрачным подробно разобран в Raes, A.

, Le consentement matrimonial dans les rites orientaux. EL 47 (1933) 34-47, 126-140, 249-259, 431-445; 48 (1934) 80-94, 310-318.29. Впервые она упоминается в т. н. «Praedestinatus», который был составлен в Риме при папе Сиксте III (432—440): «…sacerdotes nuptiarum initia benedicentes, consecrantes et in Dei mysteriis sociantes» (Praedestinatus III, 31; PL 53,670).

Позже связь заключения брака с Литургией стала отличительной особенностью  римских сакраментариев, и эта практика продолжается до настоящего времени.30. Напр., 11 кан. ответ патр. Тимофея Александрийского (381—385), в котором он говорит о священнике, «творящем приношение» при заключении брака; имп.

32. PG 155, 514.