Последовательность действий при проезде перекрестка

Процесс преодоления перекрестка состоит из трех последовательных этапов. Каждый из них осуществляется по отдельности, но в определенном порядке.

Процедура проезда перекрестка начинается еще до того, как водитель въезжает на него, а именно с определения и понимания его типа. Для каждого вида перекрестка существуют свои правила проезда. Ошибка на этом этапе повлечет за собой применение ложных правил и выработку неправильной очередности движения, что может в свою очередь стать причиной столкновения с другим ТС.

Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые перекрестки могут быть равнозначными и неравнозначными. Среди неравнозначных в свою очередь выделяют перекрестки с поворотом главной дороги и без поворота. Определение вида перекрестка производится по набору конкретных признаков.

Условия движения через тот или другой перекресток могут очень сильно отличаться. Вид и оснащение перекрестка определяется количеством транспортных средств, проезжающих через него в сутки или за час, то есть интенсивностью движения. Малозагруженные дороги, на которых ТС редко встречаются друг с другом, обычно имеют нерегулируемые равнозначные перекрестки.

знак 6.16

Это самый простой их тип. Неравнозначные перекрестки встречаются на дорогах со средней интенсивностью движения. Одна дорога, проходящая через них, является главной, а другая – второстепенной. На неравнозначных перекрестках устанавливаются знаки приоритета, помогающие водителям сориентироваться, где какая дорога. Риск столкновения на таких перекрестках меньше, чем на нерегулируемых равнозначных.

Регулируемый перекресток востребован при высокой интенсивности движения. Он оснащен светофорами. Такая организация движения может обеспечить достаточно безопасное взаимодействие больших транспортных и пешеходных потоков, пересекающихся в одном месте и разветвляющихся в разные стороны.

 На втором этапе процесса преодоления перекрестка необходимо правильно въехать на него. При наличии нескольких транспортных средств важно определить, кому нужно уступить дорогу, а кто, наоборот, должен будет пропустить Ваш автомобиль. Дождавшись своей очереди, можно въехать на перекресток. 

Третий этап представляет собой выезд с перекрестка. Очередность движения при этом определяется направлением дальнейшего следования (прямо, разворот, направо или налево).

На любом перекрестке может сложиться такая ситуация, при которой водитель, въехавший на него первым, выезжает последним и наоборот.

Глава 13 ПДД подробно описывает все действия, связанные с проездом различных перекрестков.

Как выглядит такой светофор

Стандартные сигналы светофора знают даже те, кто никогда сам за руль не садился. Красный, зелёный и жёлтый свет указывает на необходимость остановиться или начать движение. И здесь всё предельно понятно. А вот с дополнительной секцией до сих пор разобрались не все автомобилисты.

Сигналы светофора на регулируемом перекрестке

Первым делом следует понять разницу между светофорами с дополнительными секциями и со светофорами направлений. В случае с последними стрелки указывают на запрет или разрешение начала движения по определённым полосам или их группам. При этом каждая отдельная стрелка отвечает за движение конкретно в своей полосе.

Не все автолюбители понимают, зачем нужна дополнительная секция светофора и как трактовать наличие такого элемента со стрелкой прямо, налево или направо. Дополнительная секция, в отличие от светофора направлений, отвечает за возможность повернуть с основной полосы в правую или левую сторону. Подобные решения используются для того, чтобы разгрузить чрезмерно оживлённые перекрёстки.

При наличии достаточного опыта и знаний, такие светофоры действительно существенно помогают автомобилистам. А вот у новичков вызывают ряд проблем и затруднений.

Правила осуществляемого проезда на участках, где установлены светофоры с дополнительными и подсказывающими секциями, напрямую зависят от того, в каком сочетании или комбинации загораются эти окна. Для этого следует заглянуть в ПДД и узнать, что на этот счёт говорят действующие Правила дорожного движения.

Не сложно представить себе классический светофор с трёмя окнами (красное, зелёное и жёлтое). На уровне расположенного зелёного окна может находиться 1 или 2 дополнительных секции. Это самый распространённый вариант. Хотя есть и иная ситуация, где секция размещается на уровне красного сигнала светофора. О ней также расскажем отдельно.

Чаще всего автолюбители, у которых дополнительные секции работающего светофора вызывают сложности и опасения, сталкиваются с несколькими ситуациями. Про них стоит поговорить подробнее:

  • допсекции отключены;
  • допсекция горит, а параллельно включён зелёный сигнал основного светофора;
  • горит допокно, но на светофоре зажёгся красный.

Необходимо изучить все виды светофоров и рассмотреть ситуации, связанные с дополнительной секцией. Это позволит понять, как себя вести водителю в той или иной ситуации. Если разобраться в вопросе, то окажется, что ничего сложного в этом деле нет.

Общие правила

1. При повороте в любую сторону водитель обязан уступать пешеходам, пересекающим по переходу дорогу, на которую он сворачивает. Это касается и велосипедистов, продолжающих ехать по краю проезжей части либо в прямом направлении. Исключение – когда за движение пешеходов отвечает отдельный светофор. Соответственно, при повороте в момент запрещающего сигнала для пешеходов уступать им дорогу водителю не нужно.

Правила проезда перекрёстков со светофорами

2. Согласно ПДД, проезд регулируемых перекрестков с образовавшимся затором запрещен, если водителю придется остановиться на пересечении дорог. Ведь это создает препятствие другим автомобилям, движущимся в поперечном направлении. Однако если на таких перекрестках водитель совершает поворот либо разворот, выезжать на них можно.

3. На любом регулируемом пересечении проезжих частей спецмашины с активированной сиреной и проблесковыми маячками синего или сине-красного цветов обладают преимуществом. Причем независимо от предписаний светофора, знаков и разметки – другие водители обязаны однозначно уступить такому спецтранспорту.

Пункты 13.1. и 13.2. Правил содержат общие для всех перекрестков требования. В частности, согласно пункту 13.1. водители должны при повороте уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, двигавшимся в попутном или встречном направлении и продолжающим двигаться прямо. Данное требование обязательно независимо от наличия и отсутствия пешеходного перехода, велосипедной дорожки, светофоров или дорожных знаков.

Пункт 13.2. регулирует действия водителя при образовании затора сразу за перекрестком в том направлении, куда он двигался. В этом случае Правила допускают въезд на перекресток только для проезда в другом свободном направлении. Если водитель не желает или не может менять маршрут, въезд на перекресток запрещен даже при зеленом сигнале светофора.

Рекомендуется совершить остановку перед стоп-линией, подождать, пока за перекрестком появится свободное место и при наличии разрешающего сигнала выдвигаться в намеченном направлении. Невыполнение этих требований может стать причиной перекрытия движения в поперечном направлении и создания помехи для движения остальных транспортных средств или пробки по вине въехавшего на перекресток и не сумевшего его своевременно освободить водителя.

Допсекция запрещает движение

При подъезде к такому светофору можно увидеть, что допокна или боковые секции не горят, либо они светятся запрещающим красным цветом.

Тут всё предельно просто. Когда секция не горит или горит, но красным, двигаться в том направлении, куда указывает стрелка, в настоящее время запрещено.

В такой ситуации бессмысленно смотреть на цвет основного светофора или то, в каком направлении повёрнута стрелка допсекции. Если она отключена или подсвечивается красным, двигаться в том направлении нельзя ни при каких обстоятельствах. Следует дождаться зелёного.

Признаки регулируемого перекрестка

Регулируемые перекрестки отличаются более интенсивным движением. Для того, чтобы все желающие могли проехать, одни ТС должны останавливаться и давать возможность другим проехать. В этом и заключается регулирование дорожного движения. Выполняет такую задачу или регулировщик, или светофор.

Пункт 13.3. ПДД называет регулируемым только такой перекресток, на котором присутствует действующий светофор или регулировщик. В ситуации, когда светофор не работает, неисправен или переведен в мигающий желтый режим, а сотрудник ДПС отдыхает или просто осуществляет наблюдение за дорожным движением и не подает при этом никаких сигналов, перекресток следует считать нерегулируемым. Соответственно, его проезд производится по правилам для нерегулируемых перекрестков.

На регулируемых перекрестках нет главных и второстепенных дорог, и установленные на его углах знаки приоритета не имеют никакого значения. Очевидно, что при определении типа перекрестка, прежде всего, стоит обращать внимание на наличие светофора или регулировщика и классифицировать его в этом случае как регулируемый. При их отсутствии перекресток считается нерегулируемым, и тогда становится актуальным вопрос о знаках приоритета, главной и второстепенной дорогах.

Стрелка и сигнал зелёного цвета

Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:

  • устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
  • на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.

Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.

Предлагаем ознакомиться  Правила дорожного движения РФ 2019 с Комментариями, пояснениями и иллюстрациями. Действующая редакция ПДД со всеми изменениями и дополнениями

Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.

  1. Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
  2. Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.

Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.

Довольно часто новички, недавно оказавшиеся за рулём, пугаются красного цвета главного светофора, несмотря на наличие дополнительных разрешительных знаков, дающих добро выполнить манёвр. В итоге такая машина может застопорить всё движение.

Представьте ситуацию, что перед вами загорелась или горит допстрелка зелёным цветом, указывая в левую или правую сторону движения. Но сам светофор горит красным. Это сильно смущает некоторых водителей, и они считают, что движение для них запрещено. Но всё зависит от того, в каком направлении вы движетесь.

Проезд регулируемого перекрестка

Несмотря на то, что в светофоре горит красный, наличие зелёного света в дополнительной секции даёт право повернуть в указанную стрелку сторону, не дожидаясь зелёного сигнала от самого светофора.

Что же касается необходимости уступить дорогу, то тут речь идёт о том, чтобы не создавать помехи. Не начинайте, не продолжайте и не возобновляйте своё движение, если для этого другим водителям требуется сбросить скорость или сменить направление собственного движения. Грубо говоря, когда из-за вашего манёвра другие водители притормаживают или меняют траекторию, это говорит о нарушении ПДД с вашей стороны, поскольку вы сыграли роль помехи.

В правилах чётко не говорится о том, какому именно транспорту, в зависимости от стороны их приближения, вы обязаны уступить. В этой ситуации рисковать не стоит. Лучше взять за правило необходимость уступать дорогу в ситуациях, когда горит красный светофор, но зелёная допсекция.

Комбинация из зелёного дополнительного сигнала и основного красного указывает исключительно на возможность двигаться в том направлении, куда показывает допсекция. Только необходимо запомнить, что вы в такой ситуации не имеете приоритетное или первоочередное правило. Оно у тех автомобилистов, перед которыми одновременно горят зелёный светофор и зелёная стрелка досигнала. Потому именно им требуется обязательно уступить дорогу, а также не создавать помехи иным участникам движения, осуществляя манёвр такого рода.

Не так часто в ПДД трактуется вопрос, который касается проезда светофора, оснащённого вспомогательными секциями, где сами боковые окна не светятся. То есть стрелки неактивные. Это вызывает некоторые затруднения у автомобилистов, они останавливаются, ждут сигнала, задерживают других участников движения.

Представьте, что машина приближается к перекрёстку и для неё загорается основной зелёный свет светофора. Но боковая секция остаётся неактивной. На ней не загорается красная или зелёная стрелка. В этой ситуации паниковать и ждать, пока она станет активной, нет необходимости. По правилам вам разрешается спокойно совершить запланированный манёвр.

Не менее важно рассмотреть несколько иную ситуацию, когда дополнительная секция присутствует, но находится на не уровне зелёного сигнала, а располагается непосредственно слева или справа от красного фонаря главного светофора.

Подобный вариант светофора появился относительно недавно. Конструктивно это классический светофор с 3 фонарями, дополненный табличкой с графическим изображением в виде зелёной стрелки. В зависимости от расположения, она смотрит направо или налево.

Главной отличительной чертой такого светофора выступает именно уровень расположения таблички. Если в случае с дополнительными секциями, которые загораются красным и зелёным, они монтируются на уровне зелёного фонаря светофора, то тут табличка крепится около красного сигнала.

Правила проезда регулируемых перекрестков со светофорами в 2020 году

Подобное относительное нововведение регулируется двумя пунктами ПДД. Это 58.4 и 20.1.

Трактовка действий автомобилиста напрямую зависит от того, в какую сторону направлена вспомогательная табличка.

  1. Табличка с изображением зелёной стрелки направлена в правую сторону. Если на самом светофоре горит красный, то автомобилисту требуется остановиться согласно правилам запрещающего сигнала. Но потом разрешается продолжать движение, и осуществлять манёвр. Предварительно водитель обязан убедиться в том, что его манёвр безопасен. Аккуратно продолжается движения, исключая создание помех для других транспортных средств, которые движутся в приоритетном для себя направлении. Ещё водитель, поворачивающий по зелёной табличке на красный свет светофора, обязан при повороте направо пропустить всех пешеходов. В этот момент наверняка для пешеходов горит зелёный.
  2. Табличка с зелёной стрелкой направлена в левую сторону. Такое возможно на участках автодороги с односторонним движением. Тут, как и в предыдущем случае, необходимо остановить своё транспортное средство перед красным сигналом. После этого, придерживаясь правил безопасного движения и предотвращения создания помех, начать движение влево. Подобный манёвр разрешается только после того, как транспортное средство выполнило полную остановку и исключительно из левой крайней полосы. Прежде чем поворачивать в левую сторону, водитель обязуется пропустить всех пешеходов и другие транспортные средства по принципу приоритета.

Эти моменты обязательно стоит учитывать, подъезжая к светофорам подобного типа. Это поможет уберечься не только от нежелательных штрафов, но также и от аварий, ДТП и прочих неприятных инцидентов на дороге.

В жизни можно встретить водителей, которые считают, что при включении зеленого следует до упора нажать на педаль газа и первым стартовать со светофора.

При включении разрешающего сигнала нужно уступить дорогу автомобилям, которые уже находятся на перекрестке, а лишь затем начинать движение.

Ну а если у Вас остались вопросы, то смело пишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!

Въезд на регулируемый перекресток

Право въехать на регулируемый перекресток предоставляется разрешающим сигналом светофора или регулировщика. Пунктом 6.10. Правил установлены требования, согласно которым разные сигналы регулировщика дозволяют двигаться во всех или только в определенных направлениях. Светофор работает аналогичным образом – поворот налево, направо, разворот, иногда и движение прямо регулируются отдельными и дополнительными секциями с зелеными и красными стрелками.

Правила проезда регулируемых перекрестков со светофорами в 2020 году

Если на перекрестке присутствует трамвайное движение, то даже при наличии разрешающего сигнала очередь других ТС никогда не будет первой. Пункт 13.6. ПДД говорит о том, что при пересечении пути трамвая, следующего в любом направлении на зеленый свет, и другого ТС, транспортное средство обязано уступить ему дорогу.

Кроме зеленого сигнала светофора допуск на перекресток предоставляется комбинацией красного (желтого) сигнала с активной дополнительной зеленой стрелкой. Согласно пункту 13.5. двигаться можно только в направлении этой стрелки, уступая при этом дорогу всем ТС, едущим наперерез с других направлений. В такой ситуации уступать дорогу должны не только водители безрельсовых ТС, но и водители трамваев.

Если движение осуществляется на зеленый сигнал с включенной дополнительной стрелкой, то при въезде на перекресток кроме трамвая никакие другие ТС пропускать не нужно. В это время сигналы светофора или запрещают им движение, или обязывают уступать дорогу.

Выезд с регулируемого перекрестка

Третий этап пересечения перекрестка, а именно выезд с него, зависит от того, в каком направлении запланировано дальнейшее движение ТС. Очередность выезда описана в пункте 13.4. Правил. При горящем зеленом свете светофора, движущимся навстречу безрельсовым транспортным средством и собственном движении в прямом направлении или при повороте направо, дорогу уступать не следует.

При совершении поворота налево или развороте, наоборот, необходимо уступить дорогу. Именно так трамваи определяют очередность проезда между собой, а безрельсовые ТС после трамваев между собой. В основе этого требования лежит правило помехи справа. После начатого маневра по повороту налево, встречное транспортное средство, находящееся в таких же условиях и также движущееся на зеленый свет, будет расположено правее Вашего автомобиля.

В результате объединения требований пунктов 13.4. и 13.1. получается следующий порядок выезда с перекрестка:

  • двигаясь в прямом направлении, пропускать никого не нужно, беспрепятственный выезд происходит сразу же после въезда на перекресток;
  • совершая поворот направо, необходимо уступить дорогу велосипедистам и пешеходам, движущимся прямо справа;
  •  

  • поворачивая налево, следует уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и пешеходам и велосипедистам, которые двигаются вдоль левого тротуара;
  •  

  • разворачиваясь, уступают дорогу только встречным ТС, едущим прямо.

Очевидно, что выезд с регулируемого перекрестка в прямом направлении или направо намного проще, чем налево или на разворот.

Предлагаем ознакомиться  Форма 6 для военкомата правила заполнения

Проезд в прямом направлении

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда автомобилисту требуется двигаться прямо, а перед ним возникает светофор, имеющий дополнительную секцию.

В подобной ситуации движение прямо допустимо только в 2 ситуациях:

  • водителю, который собирается ехать прямо, горит зелёный свет основного светофора;
  • водителю горит основной зелёный и дополнительно загорается зелёная допстрелка.

Если основной сигнал в настоящее время красный, а стрелка зелёная, то движение по прямой в этой ситуации запрещено. Тут нет ничего сложного, потому с прямым проездом светофора, имеющего дополнительную секцию, проблем зачастую у автомобилистов не возникает.

Такая траектория обычно не вызывает сложностей. Правила проезда регулируемых перекрестков при движении прямо при условии разрешающего сигнала светофора предоставляют возможность не уступать дорогу другим автомобилям. Однако всегда есть исключения. Помимо уже упомянутого транспорта с сиреной и проблесковыми маячками, приоритетом проезда наделены машины, автобусы и трамваи, которые на перекрестке заканчивают маневр.

Во-вторых, уступать следует трамваям, находящимся в равных условиях. Почему? Потому что довольно часто им при совершении правого поворота из-за трамвайных путей, проходящих посередине дороги, приходится пересекать траекторию других видов транспорта, которые едут в прямом направлении. Это же правило действует в отношении встречного рельсового транспорта, совершающего левый поворот.

Очередность проезда при переключении светофора

Рассмотреть данный вопрос следует с двух сторон, а именно рекомендации и требования по въезду на перекресток при переключении светофора с зеленого на желтый свет, и правила выезда с перекрестка в аналогичной ситуации.

Довольно часто реальное количество транспортных средств, намеревающихся проехать через регулируемый перекресток, намного больше того их числа, которое светофор способен пропустить за один цикл своей работы. В итоге перед светофором выстраивается очередь. Когда загорается зеленый свет, проехать перекресток успевает только ее часть, затем включается желтый, а после красный сигнал светофора.

Пункт 6.13. ПДД содержит разъяснения по этой проблеме. Так, в нем говорится, что при подаче запрещающего сигнала водитель должен совершить остановку перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед въездом на первое пересечение проезжих частей. Запрещается въезжать на перекресток, если желтый свет загорается до того, как пересечена эта граница.

При этом необходимо остановиться в указанных местах. Если переключение светофора произошло тогда, когда водитель уже выехал за стоп-линию или оказался на пересечении проезжих частей, это не считается нарушением Правил. С этого момента сигнал светофора не разрешает движение всем, кто оказался позади такого водителя, но не касается его самого, так как он совершал въезд на перекресток на разрешающий сигнал.

Правила проезда регулируемых перекрестков со светофорами в 2020 году

Если сигнал светофора или регулировщика сменился тогда, когда ТС находится на перекрестке, ни в коем случае нельзя останавливаться и перегораживать путь тем, кому должен быть подан разрешающий сигнал и кто уже готов начать движение. Так, пункт 13.7. обязывает въехавших на перекресток водителей освободить его независимо от цвета горящего сигнала светофора. Это же положение имеет отношение и к ситуации со сменой сигнала, подаваемым регулировщиком.

Однако, некоторые водители злоупотребляют этим правилом и проезжают весь перекресток на желтый, а иногда даже на красный свет.

Стоит обратить особое внимание на то, что если водитель видит впереди желтый или красный сигнал светофора или сигнал регулировщика, запрещающий движение, он обязан остановиться перед перекрестком. Пункт 13.7. описывает такие ситуации, когда транспортное средство уже въехало на перекресток или находится в непосредственной близости от него и не успевает остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части.

Если водитель может остановиться, не применяя при этом экстренного торможения, продолжение движения через перекресток станет проездом на запрещающий сигнал светофора и повлечет за собой наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Повторное такое же нарушение, совершенное в течение одного года после уплаты штрафа, грозит водителю новым штрафом уже в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев (статья 12.12. КоАП РФ).

Пункт 13.8. содержит в себе требование, адресованное ТС, не въезжать на перекресток до тех пор, пока его не освободят другие транспортные средства и пешеходы, даже если красный свет уже сменился зеленым. Соответственно, разрешающий сигнал является необходимым условием для того, чтобы начать движение, но не единственным.

Водитель обязан предварительно убедиться, что все ТС и пешеходы, двигавшиеся через перекресток с других направлений, освободили как минимум нужную половину дороги. В произошедшем в описанной ситуации ДТП будет виноват не тот, кто не успел освободить путь, а тот, кто слишком рано начал движение, не пропустив выезжающих с перекрестка.

Как выглядит такой светофор

Водитель, заканчивающий проезд перекрестка, едет с высокой скоростью, в противном случае он бы мог остановиться при смене сигнала перед стоп-линией. Именно по этой причине он не может избежать столкновения с ТС, выехавшим наперерез. Водитель, который только начал движение и еще не успел набрать скорость, при возникновении опасности может быстро остановиться. От его действий будет зависеть вероятность столкновения.

Транспортное средство, раньше времени выехавшее на перекресток, получает большие повреждения при столкновении в результате бокового удара от того, кто двигался с высокой скоростью в поперечном направлении. Боковая сторона легкового автомобиля является одним из самых уязвимых мест. Столкновение такого рода часто может сопровождаться тяжелыми последствиями, усугубляющимися в случае опрокидывания машины. Очевидно, что участник движения, который подвергается более сильной опасности, должен быть более заинтересован в предотвращении ДТП.

Очень важно помнить о пешеходах, начиная движение на только что загоревшийся разрешающий сигнал. Ситуация, когда водитель приближается к стоп-линии, и в этот момент ему загорается зеленый свет, а на соседних полосах стоят транспортные средства, подъехавшие к светофору раньше, очень опасна. Неопытный или невнимательный водитель может сразу увеличить скорость, не принимая во внимание тот факт, что перед соседними ТС могут находиться пешеходы, заканчивающие переход проезжей части.

Выше уже было сказано, что на регулируемом перекрестке при интенсивном движении проехать в прямом направлении или направо намного проще, чем развернуться или выехать налево. Основная проблема при этом заключается в том, что прежде чем совершить разворот или левый поворот, необходимо уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, которые довольно часто движутся непрерывным потоком на зеленый свет.

Когда поток заканчивается, оказывается, что уже горит желтый или красный свет и готово начаться движение в поперечном направлении. Типичной ошибкой в такой ситуации становится попытка проскочить перед самым носом у встречного транспортного средства. Очевидно, что действовать нужно иначе. Пункты 13.7. и 13.8. Правил помогут справиться с этой проблемой. При ее решении можно руководствоваться процессом левого поворота и предпринимать аналогичные действия.

Так, зеленый сигнал светофора позволяет совершить въезд на свободный перекресток. Водителю разрешено доехать до его центра и при закрытом пути далее остановится, заняв крайнее левое положение и оставив указатель левого поворота включенным. Пропустив встречный поток и дождавшись переключения светофора на желтый или красный сигнал, можно завершить поворот позади последнего транспортного средства.

Требования, изложенные в пунктах 13.7. и 13.8., уместны по отношению к небольшим перекресткам, но не всегда актуальны для пересечения широких дорог с разделительными полосами. Освобождение такого перекрестка может занять так много времени, что светофор снова переключиться с зеленого на красный свет.

В целях решения этой проблемы между пересечениями проезжих частей могут устанавливать промежуточные светофоры со стоп-линиями. При такой организации движения при переключении светофора и нахождении водителя на перекрестке, он может доехать только до ближайшей стоп-линии. Перед ней следует остановиться и дождаться следующего разрешающего сигнала. Если на пути следования нет промежуточных светофоров и стоп-линий, проехать перекресток можно до конца без остановки.

На таком перекрестке правила поворота налево также отличаются от общепринятых. Если имеется промежуточный светофор, водитель, совершающий левый поворот, теряет во времени, так как он вынужден дополнительно ждать, пока переключится сигнал, стоя в разрыве разделительной полосы. Однако, он существенно выигрывает в безопасности по причине отсутствия необходимости пропускать встречные ТС, рассчитывать расстояние до них и их скорость.

Такой поворот налево осуществляется в два приема. Второй из них начинается, как только у встречных транспортных средств включается красный свет. При отсутствии промежуточного светофора и стоп-линии на разделительной полосе поворот выполняется, как обычно, в один прием с необходимостью уступать дорогу всем, кто едет навстречу.

Таким образом, если дорога имеет разделительную полосу, то подъезжая к перекрестку стоит обязательно обращать внимание на наличие или отсутствие стоп-линий и промежуточных светофоров перед каждой пересекаемой проезжей частью.

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам прямо и направо…;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств… запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

  • со стороны левого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено…
Предлагаем ознакомиться  Программа переселения соотечественников в Россию

продолжить чтение

6.13. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью…, не создавая помех пешеходам…

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

Стрелка и сигнал зелёного цвета

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Важные правила из ПДД

Если говорить о ситуации с правилами проезда светофоров с дополнительными секциями, то тут стоит акцентировать внимание на нескольких ключевых правилах, предусмотренных в ПДД.

Их можно назвать основополагающими. Опираясь на них, каждый автомобилист сможет принять верное решение в той или иной ситуации. Основные выдержки следующие:

  • Стрелки, имеющие красный, зелёный или жёлтый цвет, являются абсолютно равнозначными и соответствующими основным цветам стандартного светофора, оснащённого круглыми секциями. Но стрелки отвечают исключительно за движение в том направлении, на которое они указывают.
  • Если стрелка показывает в левую сторону, это даёт право водителю не только повернуть влево, но также и выполнить разворот. Но это возможно лишь в случае, когда подобный манёвр не идёт в противовес конкретной дорожной ситуации. Когда иные обстоятельства позволяют развернуться, водитель при наличии стрелки влево может выполнить соответствующий манёвр.
  • Когда стрелка имеет зелёный текущий цвет, но сочетается с основным сигналом предупредительного жёлтого или запрещающего красного цвета, тогда перед поворотом автомобилисты обязаны уступить дорогу всем автотранспортным средствам, которые движутся в приоритетном направлении.
  • Если речь идёт о трамвае, который движется согласно разрешающей зелёной стрелке на дополнительной секции, но основной светофор красный или жёлтый, трамвай также обязуется уступить дорогу и действовать по принципу приоритетного направления других машин.

Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

Опираясь на эти пункты, разобраться с особенностями пересечения светофора, имеющего допсекции, будет намного проще. Не ленитесь периодически перечитывать ПДД, изучать свежие издания и активно следить за нововведениями в вопросах правил движения.

Трактовка правил, ГОСТы и штрафы

Тут стоит вернуться к пункту 6.4 действующих Правил дорожного движения, который касается вопроса контурной стрелки основного сигнала светофора и дополнительных секций.

Исходя из этого пункта правил, некоторые автомобилисты сделали поспешный вывод. Согласно их мнению, если контурная стрелка на главном светофоре отсутствует, то по такому сигналу двигаться можно в любом удобном для водителя направлении, несмотря на дополнительную секцию.

Это категорически неправильный вывод, обусловленный тем, что текст правил попросту неправильно прочли или трактовали.

В пункте 6.4 ничего не говорится о запретах или разрешениях. Этот пункт только информирует участников движения. О чём именно, уже было рассмотрено ранее. Контурная стрелка просто информирует и указывает, но никак не разрешает и не запрещает. Это важно понимать.

Когда контурной чёрной стрелки нет, то тут не о чем информировать, сообщать или указывать. При этом в случае отсутствия чёрной контурной стрелки не стоит считать, что все остальные направления, которые не указаны стрелками, разрешены.

Тут следует подвести 2 важных итога, которые окончательно помогут ответить на вопрос.

  1. Контурная чёрная стрелка на светофоре есть. Это отлично. С помощью такого решения дорожные службы проявляют заботу о водителях и информируют о том, что используются дополнительные секции. Когда видимость на дорогах плохая, это сильно помогает. Также допсекции и контурная стрелка не заставляют думать о том, куда двигаться можно, а куда нельзя. Выполнять манёвры разрешено в тех направлениях, в которые повёрнуты контурные стрелки.
  2. Контурная стрелка отсутствует. Это плохо. Подобные дорожные светофоры выполнены с нарушением стандартов, то есть ГОСТа. В этой ситуации автомобилисту приходится внимательнее смотреть на дорожную обстановку и думать. К примеру, когда допсекция стоит справа, но она выключена, поворот вправо водителю запрещён. Если допсекция слева и она тоже выключена, поворачивать налево или разворачиваться категорически нельзя.

Доспекция с неактивными стрелками

Проблема второго варианта в том, что при условии плохой видимости заметить отключённую допсекцию и проехать перекрёсток, опираясь только на основные сигналы светофора, нарушив тем самым ПДД, довольно просто.

Но есть и другая проблема. Это неправильная трактовка факта несоответствия светофора ГОСТу. Определённая категория автомобилистов уверены, что при несоответствии светофора следовать его правилам они не обязаны. То есть можно смело нарушать ПДД, и им за это ничего не будет. Это совершенно не так. Избежать штрафа, акцентируя внимание на то, что светофор выполнен с нарушениями по ГОСТу, вы никак не сможете. Потому лучше следовать изложенным выше правилам и принципам совершения манёвров.

Статья 12.12, часть 1

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.12, часть 3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Признаки регулируемого перекрестка

Очередность движения на нерегулируемых перекрестках зависит от приоритетных знаков, определяющих главную и второстепенную дорогу. Именно нерегулируемые участки являются самыми опасными, так как на них вероятность столкновения выше, чем на регулируемых. На последних ведущую роль играют сигналы светофора и регулировщика, а вот на первых вся ответственность ложится на плечи водителя.

Главная дорога

Основная трактовка правил

Дорога, которая является главной, обозначается знаками 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7 и 5.1., поэтому сложностей с ее идентификацией, как правило, не возникает.

Знаки приоритета
Транспортное средство, движущееся по главной дороге, имеет ряд преимуществ, однако это вовсе не означает, что ему всегда должны уступать дорогу.

Так, при движении нескольких автомобилей по главной дороге безоговорочным преимуществом обладает транспорт, приближающийся справа. Аналогичного правила разъезда должны придерживаться автомобилисты, траектория движений которых пересеклась.

Во всех остальных случаях преимуществом обладает транспортное средство, движущееся по главной дороге.

При движении по второстепенной дороге автомобилист должен уступить дорогу каждому транспорту, который находится на главной, вне зависимости от его направления и местоположения.

Во всех остальных ситуациях следует придерживаться правила движения по равнозначным дорогам. То есть при пересечении траекторий движений двух автомобилей, находящихся на второстепенной дороге, преимущество двигаться первым получает водитель авто, приближающегося справа.

Такие участки дорожного полотна имеют одинаковое покрытие, они лишены светофоров, регулировщика и знаков приоритета. При движении по равнозначному перекрестку преимущество покинуть его первым получает водитель ТС, приближающегося справа.

Трамвай на перекрестке
В случае совершения поворота налево или разворота автолюбитель должен пропустить встречный транспорт, движущийся прямо и направо.

Сигналы светофора могут противоречить требованиям установленных на этом же перекрестке знаков приоритета. Однако на регулируемом перекрестке главных и второстепенных дорог быть не может – действующий светофор всегда разрешает движение по одной дороге и запрещает по другой, которая пересекается с первой.

Нравится0

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая,

предусмотренного пунктом 13.11-1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11-1. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.