Счет-фактура – что это такое?

Счет-фактура (СФ) — документ, который удостоверяет отгрузку товаров по факту, либо же оказание услуг, а также их стоимость. В соответствии с пп. 6,7 ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, СФ не является первичным бухгалтерским документом.

Для чего нужен СФ? Счет-фактуру выставляют продавцы или исполнители покупателю, или заказчику, после того как покупатель принимает товар или услугу.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Внимание! Единственное назначение счет-фактуры — это учет налога на добавочную стоимость. В следствие этого, этот документ является налоговым и имеет строго установленный образец.

На основании СФ бухгалтерия формирует «книгу покупок» и «книгу продаж». Организации, ведущие дела по упрощенной системе налогообложения, ими не пользуются, так как в таких ситуациях вторая сторона вправе использовать для учета НДС иные документы, например, платежное поручение.

Что необходимо указывать в товарной накладной

Исходя из установленного государственного шаблона, в данном виде отчетного документа необходимо указать следующие данные:

  1. Наименование  организации;

  2. Название отпускной продукции;

  3. Количество, вид учета (тонна, единица, килограмм и тому подобное);

  4. Имя должностного лица, что проводит отпуск товара (бухгалтер, кассир, менеджер, администратор);

  5. Личная подпись одного из вышеописанного лица;

  6. Мокрая печать организации или предприятия (при наличии).

Существует норма, которая разрешает тому или иному предприятию использовать собственный шаблон товарной накладной, если тот будет соответствовать оригинальному виду. В таком случае нет надобности приобретать отдельный альбом с заготовленными формами этого учетного документа.  Он может быть составлен в электронном формате.

Дополнительно в  документе могут указываться и другие данные, требуемые для формирования точной бухгалтерской отчетности. Например, графа грузополучатель может отдельно не описываться, так как в стандартных формах учета он воспринимается, как плательщик (то есть лицо, заплатившее и получившее товар).

Нижние поля могут иметь такие пункты, как масса нетто, брутто или приложения к продукции (сертификаты, паспорта соответствия, качества, ГОСТ и тому подобное). На ведение отчетности и подачи данных в налоговую службу, это никак не повлияет — на практике они заполняются прочерком или остаются пустыми.

Существующая норма относительно требования наличия мокрых печатей уже не актуальна, так как законодательство не определяет строгой необходимости наличия круглой печати в нижней части накладной (как было ранее).

Предлагаем ознакомиться  ВДВ по контракту вакансии полки 45 бригада

Отвечая на вопрос, для чего нужна товарная накладная, следует упомянуть ведение стандартного бухгалтерского учета для плательщиков налога на добавочную стоимость дохода. При отпуске товара этот документ показывает ту сумму, которая была получена в качестве дохода. А при получении продукции необходимо списать ее в качестве расхода (учитывая вид и назначение товарной накладной, данные в учете могут меняться).

При перевозке товаров применяется отдельный вид документации — ТТН, которая имеет отличие по форме составления и служит одним из первичных документов для грузоперевозок.

В случае возникновения вопросов или необходимости получения консультации от команды бухгалтеров и юристов, вы можете обратиться к нашим специалистам. Предоставление помощи ведется опытными профессионалами. 

ТОРГ-12

Товарная накладная или ее унифицированная форма ТОРГ 12 — это документ, применяющийся при оформлении сделки с продажей товаров. ТОРГ-12 утвердили постановлением Федеральной службы государственной статистики в 1998 году (о том, что такое товарная накладная ТОРГ-12 и для чего нужна эта форма, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, как правильно заполнить этот документ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, необязательно использовать именно эту форму. Но, как показывает практика, налоговики часто «заворачивают» иные варианты, поэтому во избежании проблем и дабы сэкономить время, лучше использовать общепринятую форму накладной.

ТН составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, а другой у покупателя, подписанный с обеих сторон. Обязательно проверять и наличие печатей.

О том, как правильно оформить товарную накладную для ИП и зачем она нужна, мы рассказывали здесь, а из этого материала вы узнаете об особенностях оформления ТН в электронном варианте и по форме ТОРГ-12.

Чем отличается СФ от ТН?

И счет-фактуры и товарные накладные являются важными бухгалтерскими документами. Но между ними есть немалые различия, прежде всего это их назначение:

  • СФ выписывается для вычета НДС;
  • ТН — для учета передачи товара.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Кроме того, следует обратить внимание на такие моменты, как:

  1. Форма. СФ выставляются в соответствии с формой, утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137, с добавлениями в 2017 году. ТН имеют унифицированную, но, по закону, не обязательную форму ТОРГ-12 (о том, как правильно заполнить ТОРГ-12 с и без НДС, можно узнать здесь).
  2. СФ подписывается только поставщиком, а ТН составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.
  3. СФ выписывают и на продажу товаров и на услуги, тогда как ТН только на товары, на услуги делаются акты выполненных работ.
  4. Разница между документами заключается еще и в том, что СФ является только обоснованием для уплаты НДС, с его помощью, в отличие от ТН, нельзя предъявить претензию поставщику или наоборот, поскольку он не подтверждает передачу или принятие товаров.
  5. Срок хранения. Хранить СФ следует как минимум четыре года, после квартала, когда этот документ использовали в последний раз, ТН же необходимо хранить не менее пяти лет.

О том, зачем нужна товарная накладная, может ли она заменить собой товарный чек, читайте в нашем материале.

Может ли один документ заменить другой?

УПД — это документ, который объединяет в себе счет-фактуру и первичный бухгалтерский документ, в котором фиксируется совершение хозяйственной операции. При его использовании не нужно отдельно заполнять ТН или ТТН и прилагать к ним счет-фактуру. Достаточно только заполнить все необходимые графы в УПД.

Предлагаем ознакомиться  Где запрещен обгон в 2020 году

Форма документа утверждена в Письме ФНС № ММВ-20–3/96@, но организации имеют право корректировать ее по своему усмотрению.

Для чего нужна товарная накладная, и в каких сферах она применяется

Все шаги на предприятии, включая перемещение ТМЦ, их продажу и отгрузку, сопровождаются формированием соответствующих документов. Многие из них имеют форму, утвержденную на законодательном уровне.

Каждый из документов заполняется в соответствии с установленными правилами и участвует в документообороте предприятия. Накладные, за исключением ТТН, могут формироваться в бумажном или электронном виде.

СФ никогда не может заменить ТН и наоборот, поскольку у этих документов совершенно разные назначения.

Важно! ТН не отражает НДС для отчетности в налоговые службы, а СФ не является доказательством передачи товаров.

Эти документы работают исключительно в паре.

Совместное использование

Могут ли счет-фактура и товарная накладная быть выписаны на один товар? СФ и ТН не только могут, но и должны быть выписаны на один товар. Поскольку, как мы уже рассматривали выше, эта документация выполняют разные функции в бухгалтерии: счет-фактура отражает НДС, а товарные накладные передачу товара (о том, кто должен подписывать графы «груз принял», «груз получил» и другие, можно узнать здесь).

Требований по Налоговому кодексу, а также других постановлений, говорящих о том, что номера СФ и ТН должны совпадать, не существует. Главное, следить за тем, чтобы суммы НДС совпадали и там, и там. Порядок и вид нумерации своих документов каждая организация в праве выбрать самостоятельно.

Может ли СФ быть выписан раньше ТН? Так как СФ подтверждает НДС на переданные товары, она не может быть выписана вперед ТН, за исключением случаев, когда договор о сделке предусматривает предоплату. СФ должна быть выставлена не позднее пяти суток после отгрузки товара.

В 2013 году Федеральная налоговая служба ввела в оборот форму УПД — универсальный передаточный документ, который содержит в себе элементы налогового и бухгалтерского учета. Он основывается на базе счет-фактуры, остальная часть является элементом товарной накладной.

Предлагаем ознакомиться  Самооборона в России: жизнь или свобода?

Товарная накладная

Справка! УПД можно использовать и как объединяющий счет-фактуру с первичным документом, и только как первичку. Он подтверждает затраты, которые необходимы для расчет налога на прибыль, а также вычета по НДС.

УПД может отображать такие операции как:

  1. отгрузка товаров;
  2. результаты выполненных работ;
  3. оказание услуг;
  4. передача имущественных прав.

В УПД присутствует реквизит «статус», если в этом поле указать «1», то УПД будет считаться как первичка и счет-фактура, если «2», то только как первичка.

Счет-фактура может идти разными датами с товарной накладной. Но необходимо учесть:

  1. СФ должен быть выписан не позднее пяти дней после отгрузки товара, то есть ТН.
  2. Если один из пяти дней является выходным, то необходимая дата переносится на следующий рабочий день.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Ответственности за нарушение этого срока в пять дней не предусмотрено, однако Министерство финансов указывает на то, что покупатель не может заявить вычет по опоздавшим документам.

Счета-фактуры и товарные накладные — важные документы, контроль за заполнением и хранением которых необходимо не упускать из вида, дабы оградить себя от дальнейших проблем и недопонимания с контрагентами или проверяющими органами. А выбор формы товарной накладной или использование возможности работы с универсальным передаточным документом, прежде всего, остается за самим предпринимателем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.