Случаи, в которых невозможно определение тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений

В ряде случаев, по вполне объективным причинам, судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести нанесенного вреда не может быть проведена. Это происходит в следующих ситуациях:

  • Потерпевшему невозможно поставить достоверный диагноз повреждения или заболевания из-за неясного характера клинической картины или недостаточно полно проведенных клинических и лабораторных исследований.
  • Если потерпевший отказался от прохождения дополнительных обследований или не появился на повторном осмотре, что препятствует правильной оценке экспертом характера нанесенного вреда здоровью потерпевшего.
  • Отсутствует часть документов, необходимых для определения тяжести вреда здоровью. Например, если нет результатов дополнительных анализов.

Уголовный кодекс Российской Федерации описывает три степени тяжести причиненного вреда здоровью:

  1. Легкая.
  2. Средняя.
  3. Тяжкая.

Квалификационными характеристиками средней степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:

  • Отсутствие прямой опасности для жизни потерпевшего.
  • Отсутствие тяжелых состояний, характеризующих вред здоровью как тяжкий по последствиям.
  • Продолжительное расстройство здоровья (утрата трудоспособности более чем на 21 день).
  • Стойкая утрата трудоспособности не более чем на одну треть (от десяти до тридцати процентов включительно).

Квалификационными характеристиками легкой степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:

  • Непродолжительное расстройство здоровья (утрата трудоспособности менее, чем на 21 день).
  • Стойкая утрата трудоспособности, равная пяти процентам.

Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению судебно-медицинских исследований. Исследование может быть проведено исключительно по документам, но в особых случаях, а также при наличии достоверных документов, корректно и в полном объеме описывающих нанесенные потерпевшему повреждения. Чаще всего экспертиза осуществляется с осмотром и опросом потерпевшего. Исследование включает в себя следующие этапы:

  1. Тщательный опрос потерпевшего, осмотр имеющихся повреждений или следов их нанесения.
  2. Сбор всех документов, имеющихся по делу: медицинские карты из поликлиники по месту жительства и травмпункта, протоколы осмотра, записи бригады скорой помощи, фотографии.
  3. Осмотр и опрос потерпевшего.
  4. При наличии внутренних повреждений выполняются ультразвуковые или иные специальные исследования (если необходимо).
  5. При необходимости или отсутствии важных документов специалист, проводящий экспертизу, может затребовать недостающие бумаги.
  6. Изучение всех предоставленных документов.
  7. Оформление экспертного заключения, в которое заносятся выводы, сделанные экспертом.
  1. Какова степень тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего?
  2. Каковы последствия нанесенных телесных повреждений?
  3. Можно ли квалифицировать нанесенный вред здоровью как тяжкий вследствие вызванных им последствий?
  4. Каков процент стойкой утраты трудоспособности?
  5. Какова продолжительность временной утраты трудоспособности?
  6. Вызвали ли нанесенные телесные повреждения состояние, опасное для жизни потерпевшего?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Всего существует 3 степени тяжести причиненного вреда несовершеннолетним:

  1. телесные повреждения легкой степени;
  2. телесные повреждения средней степени;
  3. телесные повреждения тяжелой степени.

Легкая

Драка в школе между детьми с нанесением вреда здоровью

Легкие телесные повреждения – это полученные повреждения, которые не угрожают жизни и не требуют длительного лечения (максимальный срок составит три недели) и не влияют на общую трудоспособность (максимальное ограничение в таком случае до 10%).

В свою очередь, существует несколько видов легких телесных повреждений:

  • Минимальные травмы, которые не повлекли за собой снижение трудоспособности и нанесли минимальный урон здоровью. Это может быть все, что заживает за шесть дней. Например легкий ушиб, синяк, вывих, царапина.
  • Более серьезный ущерб, повлекший к более серьёзным последствиям. Сюда можно отнести проблемы со здоровьем, срок лечения которых больше 6 дней, но не больше, чем три недели, утрата трудоспособности до 10% (например ухудшение зрения либо слуха).

Если слух или зрение пропадет полностью, то это не будет относиться к легким телесным повреждениям, потому что тогда утрата трудоспособности составит 30%.

Медицинские признаки:

  1. отсутствие угрозы для жизни;
  2. минимальный урон здоровью;
  3. кратковременное лечение в течение 21 дня;
  4. утрата трудоспособности до 10%.

Средняя

Средние телесные повреждения – травмы, которые безопасны для жизни, но могут влиять на трудоспособность человека (потеря слуха, зрения и пр.), а именно её снижение в рамках 1/3.

Если потерпевший теряет, к примеру, 40% трудоспособности, то это будет квалифицироваться как повреждения тяжкой степени. Также понятие характеризуется длительным расстройством здоровья и таким же лечением.

  • безопасность жизни пострадавшего.
  • Наличие повреждений и травм, требующих лечения путем госпитализации на срок от трех недель.

    Часто больной исходя из своего желания либо рекомендаций врача остается в клинике не с целью лечения, а с целью профилактических процедур и обследования. В такой ситуации время, которое было потрачено на такие меры не учитывается, т.е если срок пребывания был 4 недели, но лечение проходило только 21 день, то считать нужно именно три недели.

  • Отсутствие таких последствий: утрата конечностей, трудоспособности более чем 30%, плода, если пострадавший вынашивал ребёнка, неисправимого уродования лица, проблем с психологическим здоровьем.

    Если же последствия есть, то это статья 111 УК РФ, а именно нанесение тяжелых телесных повреждений.

Тяжелая

Тяжелые телесные повреждения – повреждения, которые могут угрожать жизни человека либо те, которые поспособствовали значительной утрате трудоспособности потерпевшего.

  1. угроза для жизни;
  2. потеря трудоспособности более чем на 30%;
  3. длительная госпитализация;
  4. утрата конечностей, слуха, зрения, плода, если пострадавшая вынашивала ребенка, непоправимое уродования лица, серьезная психологическая травма.

Также имеются квалифицирующие признаки, которые являются одинаковыми для всех степеней тяжести:

  • злодеяние, по причине которого пострадало более 2-х человек;
  • нападение во время выполнения должностных обязанностей;
  • если жертва была несовершеннолетней и не смогла себя защитить;
  • преступление, которое совершалось насильным, издевательским путем;
  • преступная группа, состоящая из нескольких человек;
  • злодеяние, совершенное по причине обыкновенного хулиганства;
  • злодей, применявший оружие;
  • дискриминация религии или расы.

Умышленное нанесение вреда – это преднамеренное травмирование человека, которое может привести к разным последствиям, например к инвалидности или смерти.

Существуют такие варианты умышленного причинения вреда здоровью:

  1. умышленное нанесение травм легкой тяжести (статья 115 УК РФ);
  2. умышленное нанесение травм средней тяжести (статья 112 УК РФ);
  3. умышленное нанесение травм, принесших тяжкий вред (статья 111 УК РФ).

Главная особенность – возраст когда наступает ответственность. Если были нанесены повреждения легкой тяжести, виновный будет отвечать с 16 лет. Когда травмы средней тяжести либо принесли тяжкий вред, то ответственность наступит с 14 лет.

Кроме этого, есть еще несколько важных аспектов:

  • согласно 1078 статье пункту 2 Гражданского Кодекса, если совершающий преступление был пьян или под действием наркотиков, то ему все равно придется ответить за свои действия.
  • Согласно 1078 статье пункту 3 Гражданского Кодекса, в случае если несовершеннолетний имел проблемы с психическим здоровьем, то ответственность понесут опекуны, родители либо детский дом.
  • Согласно 1078 статье пункту 1 Гражданского Кодекса, если ребенок не осознавал свои действия и не мог их контролировать (временно, например из-за какой-то болезни), то отвечать за проступок он не будет.

ГК РФ Статья 1078. Ответственность за вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий

  1. Дееспособный гражданин или несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, причинивший вред в таком состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими, не отвечает за причиненный им вред.
    Если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего, суд может с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств возложить обязанность по возмещению вреда полностью или частично на причинителя вреда.
  2. Причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом.
  3. Если вред причинен лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, обязанность возместить вред может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособным.

Система оценки степени тяжести вреда здоровью (ущерба здоровью), как правило, должна учитывать противоправные действия, в результате которых возникают психические расстройства (заболевания). На сегодняшний день эта категория носит неоднозначный характер. Современное законодательство допускает трактовку, в соответствии с которой любые подобные психические расстройства можно рассматривать в качестве тяжких.

Степень тяжести вреда также регулируется уголовным законодательством. В соответствующих статьях УК говорится о вреде здоровью меньшей тяжести (ст. 112, 115), где не фигурирует психическое расстройство. Если подойти к трактованию формулировок уголовного законодательства буквально, то всякое психическое расстройство можно считать самодостаточным, что автоматически делает уголовно-наказуемый вред здоровью тяжким.

Драка в школе: что делать родителям жертвы и виновника

Конфликтные ситуации в школьной среде — отнюдь не редкость. Иногда дело доходит и до кулаков. Разбираемся во всех нюансах школьных драк.

Медицинская лицензия

После жестокого избиения иркутским подростком своей одноклассницы только за то, что та облила его водой, мы еще раз убедились в том, что детские конфликты могут иметь серьезные последствия.

Адвокат Светлана Львова рассказывает «Летидору», о чем должны помнить родители, если их ребенок оказался жертвой или виновником драки.

Светлана Львова , адвокат, кандидат юридических наук, «Межотраслевая коллегия адвокатов»

• Посетите школу и выясните, кто, когда и при каких обстоятельствах избил вашего ребенка. Сообщите о произошедшем в комиссию по делам несовершеннолетних, в задачи которой как раз и входит обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Как минимум инспектор ПДН должен провести профилактическую беседу с обидчиком.

• Если вы оказались в школе непосредственно после серьезного конфликта, вызывайте полицию и медицинскую скорую помощь. При необходимости первую помощь может оказать и школьный врач.

• Если угрозы здоровью нет и администрация школы против «мероприятий» с полицией и скорой, сами отправляйтесь в ближайшее медицинское учреждение для фиксации побоев (освидетельствования) и получения справки. Затем обращайтесь в полицию с заявлением, в котором следует подробно описать ситуацию, указать очевидцев произошедшего, сообщив их адреса и номера телефонов, если они вам известны.

• Если ваша цель — получение компенсации за физический и моральный вред, то нужно обратиться в суд с иском о возмещении вреда.

Что грозит виновнику школьной драки? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учитывать возраст ребенка, особенности его правового статуса и степень причиненных им побоев другому несовершеннолетнему. От этих факторов зависит, кто будет признан виновным: родители, опекуны, попечители или работники школы, которые пустили ситуацию на самотек.

Оба родителя — как мать, так и отец — несут ответственность за воспитание своих детей: физическое, духовное и нравственное (ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Предлагаем ознакомиться  Как быть если было случайное нанесение вреда здоровью средней тяжести

• За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут отсутствие своей вины (ст. 1073 ГК РФ).

• Если вред причинен учащимся в возрасте от 14 до 18 лет, то отец и мать отвечают только в том случае, если у их ребенка нет своего дохода или имущества, которое могло бы использоваться для возмещения вреда и если они не смогут доказать отсутствие своей вины.

• При эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ), когда он признан полностью дееспособным и уже работает по трудовому договору, ситуация сильно меняется: эмансипированные сын или дочь обязаны расплатиться с теми, кого обидели, самостоятельно.

И если мамы и папы могут нести ответственность только за материальную сторону вопроса, то за свои противоправные действия ребенок отвечает сам.

Но всем подросткам полезно помнить, что за определенные преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. Сюда относятся случаи с убийством (ст.

105 УК РФ), умышленным причинением тяжкого ущерба здоровью (ст. 111 УК РФ), а также причинение вреда здоровью средней тяжести (ст. 112 УК РФ).

С нюансами уровней тяжести вреда можно ознакомиться в документе «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г.

№ 522. А также в «Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194 н.

• опасность для жизни человека;

• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

• прерывание беременности;

• психическое расстройство;

• неизгладимое обезображивание лица;

• значительная утрата общей трудоспособности не менее чем на 1/3.

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);

• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на 1/3.

Если школьная драка случилась в то время, когда дети временно находились под надзором образовательной организации, то это учреждение должно отвечать по закону за причиненный вред (п. 3 ст. 1073).

Также школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учащихся во время пребывания детей на ее территории в определенные часы (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому если школьники подрались, например, на перемене, то именно образовательная организация должна нести ответственность за причиненный вред здоровью во время этой потасовки. Ответственное лицо — директор школы.

Но здесь важно уточнить: у школы есть право доказать, что случившееся произошло не по вине ее работников. Только тогда учреждение освободят от ответственности.

Например, драку может спровоцировать посторонний взрослый. Были случаи, когда папы приходили в школу, чтобы «отстоять честь сыновей», и командовали: «Сынок, дай ему сдачи прямо сейчас!». В таких ситуациях, несмотря на то, что вред здоровью ребенка был причинен прямо в стенах школы, ответственность будет нести только этот родитель.

Для любой юридической ответственности — уголовной или гражданской — необходимы доказательства. Что нужно знать, если случился конфликт без пострадавших? Нет следов побоев — нет и ответственности. В отдельных случаях руководитель школы может провести работу с педагогом, который должен был следить за классом, но все же допустил драку между детьми.

Очень часто дети дерутся. И, как это не печально, школьные драки кончаются травмами, нарушением здоровья и психики детей. Как бороться с драками в школе? Как родители могут повлиять на ситуацию?

Предотвратить детскую жестокость, соответственно и драки школьников можно только соответствующим воспитанием ребенка с рождения, ограничением просмотра убийств, драк и насилия по телевизору и Интернету. К сожалению, в нашем обществе достойно воспитать ребенка может не каждый человек.

И от встречи ребенка с хулиганом и задирой в школе не уберечь. Однако можно повлиять на отношение к своему ребенку хулиганов. Ведь чаще всего для побоев выбирают слабых детей. Поэтому неплохо бы заняться физической подготовкой ребенка. Если уж не бокс, то хотя бы бег.

У хулиганов будет меньше желания драться с сильным или быстрым.

Кроме этого необходимо чтоб и родители, и дети знали об ответственности за нанесение вреда здоровью, причиной которого являются школьные драки. Это можно сделать, например, распространяя информацию из этой статьи.

И, уж если дело дошло до драки в школе , необходимо действовать. И действовать должны родители.

Если не бороться с таким явлением как драки школьников , то хулиганы будут чувствовать свою безнаказанность и избивать других детей.

Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ).

Для возбуждения дела необходимо обратиться в милицию по месту жительства.

Если в милиции отказывают в возбуждении дела, то необходимо обратиться в суд. В жалобе в суд необходимо описать преступление, указать на место его совершения, привести сведения о лице, которое обвиняется вами в преступлении. Укажите список свидетелей, которых необходимо вызвать, и обратитесь к суду с просьбой о принятии дела к производству.

Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть еще и гражданско-правовая. Поэтому необходимо обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ). Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

В случае если виновному меньше 14 лет, то ответственность несут его родители.

Данную статью конкретизирует статья 32 Закона «Об образовании»: образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

Поэтому по вашему иску ответчиками будут родители и школа. Если виновному больше 14 лет, то ответственность он несет самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать вред будут родители.

За совершение противоправных действий, например, школьные драки, учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения.

Критерии тяжести вреда здоровью

В соответствии с п. 16 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда здоровью человека, предотвращение смертельного исхода при оказании медицинской помощи, нельзя принимать во внимание, определяя степень тяжести вреда для здоровья. Этим формируется необходимость экспертного клинико-динамического прогноза психических расстройств, оцениваемых независимо от оказанной, возможно, медицинской помощи.

Наряду с этим содержательное насыщение иных квалификационных признаков, присутствующих в юридических критериях уголовного законодательства (ст. 111, 112, 115), нельзя использовать в неизменном виде при судебной и психиатрической экспертизах. Например, квалифицирующие признаки в виде стойкой утраты общей трудоспособности трудно использовать по отношению к детям и подросткам с психическими расстройствами.

Аналогично его использование усложняется и по отношению к взрослым с определенными вариантами психической патологии, не приводящими к нарушению трудовой деятельности, но существенно сказывающимися на других сферах жизни и деятельности. По этой причине важно выявить квалифицирующие признаки, которые будут пригодными для оценки степени тяжести вреда здоровью любой степени тяжести с разработкой соответствующих судебно-психиатрических медицинских критериев.

В ходе разработки квалифицирующих признаков (юридических критериев) для каждой степени тяжести вреда здоровью следует учесть, что в отношении потерпевшего с психическим расстройством равнозначным аналогом показателя «утрата общей трудоспособности» может быть показатель «дезадаптация». Дезадаптированность представляет собой проявляющиеся нарушения личностного функционирования в разных областях жизнедеятельности.

В узком смысле слова это происходит в социальной сфере при межличностном взаимодействии, в семейной, сексуальной, трудовой сфере у взрослых людей, в школьной жизни у малолетних и несовершеннолетних лиц. В случае различных психических (психосексуальных) расстройств можно наблюдать от одного до нескольких вариантов нарушений в перечисленных областях, где определяются соответствующие совокупности видов дезадаптации.

Рассмотрим несколько признаков классификации:

  1. Тяжкий вред означает «вред здоровью, опасный для жизни» и «стойкую дезадаптацию выраженной степени» (ст. 111 УК).
  2. Вред здоровью средней тяжести в виде «длительного расстройства здоровья». Для него характерна «стойкая дезадаптация средней степени» (ст 112 УК);
  3. Легкий вред с «кратковременным расстройством здоровья» и «стойкой дезадаптацией легкой степени» (ст. 115 УК).

Если существует несколько признаков, то тяжесть вреда может определяться по тому из них, который в большей мере соответствует тяжести вреда.

Оценка вреда здоровью также производится по нескольким признакам:

  1. Тяжкий вред:
    • вред здоровью (опасен для жизни);
    • выраженная, стойкая дезадаптация.
  2. Средняя тяжесть вреда:
    • длительное расстройство здоровья;
    • средней степени стойкая дезадаптация.
  3. Легкий вред:
    • кратковременное расстройство здоровья;
    • легкой степени стойкая дезадаптация.

Все виды дезадаптации могут оцениваться в соответствии с характерными для них вариантами ограничений жизнедеятельности:

  • социальная дезадаптация оценивается в соответствии со способностью к общению, контролю своего поведения в социальных контактах;
  • семейная дезадаптация оценивается в зависимости от способности к общению с членами семьи, контроля своего поведения в их кругу;
  • трудовая дезадаптация расценивается способностью заниматься трудовой деятельностью;
  • школьная дезадаптация оценивается способностью обучаться, контролировать собственное поведение в школе;
  • сексуальная дезадаптация расценивается способностью к партнерским сексуальным отношениям.

Для детей дошкольного возраста аналогом школьной дезадаптации считается ограничение способности к обучению различным навыкам (бытовые, культурные и др.). Для совершеннолетних потерпевших, которые совмещают учебу и работу, оценивается школьная и трудовая дезадаптация.

Можно выделить несколько дефиниций приведенных выше способностей:

  • Способность обучаться, то есть воспринимать, запоминать, усваивать и воспроизводить знания (общеобразовательные, профессиональные и др.), овладеть навыками и умениями (профессиональные, социальные, культурные и бытовые).
  • Способность осуществлять контроль своего поведения, то есть осознавать себя и адекватно вести себя, учитывая социально-правовые и морально-этические нормы.
  • Способность общаться, то есть устанавливать контакты с людьми через восприятие, переработку и передачу информации.
  • Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с ее содержанием, объемом, качеством и условиями выполнения. Этот процесс состоит из мотивации труда, воспроизведении специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде эффективного и продуктивного труда, взаимодействия с другими лицами в социально-трудовых отношениях, соблюдения рабочего графика, организации рабочего дня.
  • Способность к сексуальным отношениям. возникающим между партнерами, включающая способность к взаимному сексуальному удовлетворению, которое достигается в зависимости от уровня межличностных отношений, сексуального влечения и биологических (анатомо-физиологических) возможностей.

В соответствии с длительностью параметры могут быть идентичными для видов повреждений: временной считается дезадаптация меньше 120 дней, кратковременной — менее 3 недель, длительной временной — от 3 недель и менее 120 дней. По этому показателю можно оценить длительность расстройства здоровья. Стойкой можно считать дезадаптацию, которая длится не менее 120 дней. Для нее характерна необратимость нарушений.

В таблице 1 рассматриваются понятия временной и стойкой дезадаптации, принципы для определения ее выраженности и показатели для принятия экспертного решения.

Таблица 1. Характеристики и экспертное значение дезадаптации

Предлагаем ознакомиться  Взыскание долга коллекторами: какие права у них есть – узнайте, что могут и должны делать коллекторы

Наличие дезадаптации

Характер дезадаптации

Длительность дезадаптации

Уровень дезадаптации

Соответствие юридическим критериям

Степень вреда для здоровья

Есть

Времен

ный

Кратковременная (до 3 недель)

«Кратковременное расстройство здоровья»

Легкая

Длительная (от 3 недель до 120 дней)

«Длительное расстройство здоровья»

Средней тяжести

Стойкий

От 120 дней

Легкий

«Стойкая дезадаптация легкой степени»

Легкая

Средний

«Стойкая дезадаптация средней степени»

Средней тяжести

Выраженная дезадаптация

«Стойкая дезадаптация выраженной степен»

Тяжкая

Нет

Без вреда

Верховный суд объяснил, кто заплатит за ушибы и синяки учеников

Недавно Верховный суд РФ сделал очень интересный анализ судебного дела о мальчишеской драке в школе. Ситуацию Судебная коллегия анализировала самую что ни на есть житейскую – после уроков прямо на дворе школы в Липецкой области подрались два ученика младших классов. В результате один из мальчишек неудачно упал и получил серьезную травму.

Потом были недели в больнице, серьезная операция и долгое восстановление. Мать пострадавшего школьника потребовала компенсации от родителей драчуна. Те в свою очередь предъявили материальные претензии к школе.

Дело разобрали местные суды. Но с их мнением не согласился Верховный суд РФ.

В итоге Верховному суду пришлось отвечать на вопрос, так кто же должен платить за последствия школьной драки – родители или школа?

Россияне оценили идею запрета гаджетов в школах

В районный суд обратилась мать пострадавшего ученика. Предъявила иск к родителям второго драчуна и просила суд взыскать моральный вред – 300 тысяч рублей. В суде женщина рассказала, что ноябрьским днем сразу после уроков на школьном дворе произошла драка между двумя учениками, в результате пострадал ее сын.

Родители второго ребенка подали встречный иск. Он был к маме пострадавшего мальчика и к средней школе.

Во встречном иске родители второго ребенка написали, что мать пострадавшего ребенка, “оказывая психологическое давление”, буквально заставила их написать расписку, что они должны ей заплатить 100 тысяч рублей за моральный и материальный ущерб. Они даже выплатили часть – 30 тысяч.

Районный суд встал на сторону пострадавшей мамы и взыскал с семьи второго участника драки 70 тысяч плюс судебные расходы. Встречный иск с претензиями родителей к школе и с просьбой посчитать данную ими расписку недействительной райсуд отклонил.

Липецкий областной суд немного подправил своих коллег. Написал взять – не 70 тысяч с семьи, а с папы – 35 и с мамы 35 тысяч рублей. В остальном согласился с решением районного суда.

Проигравшая семья дошла до Верховного суда. Вот как он увидел этот спор. Исходя из материалов дела, последний урок закончился в 13.45. А уже в 14.00 “на территории земельного участка, находящегося в пользовании школы”, мальчишки подрались.

Райсуд, принимая решение, исходил из того, что драка была после уроков, поэтому, по его мнению, “малолетние выбыли из-под контроля образовательного учреждения”. Поэтому школа не может нести ответственности за действия ученика.

Липецкий областной суд уточнил – несчастный случай произошел после уроков, “а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением”.

А еще апелляция подчеркнула, что мама пострадавшего школьника к школе претензий не предъявляла.

Максимов: Самая большая беда школы – формализм

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ напомнила, что по Гражданскому кодексу (статья 1073) за вред, который причинил несовершеннолетний ребенок, отвечают родители или опекуны.

Высокая судебная инстанция напомнила коллегам и про Закон “Об образовании в РФ”. Там сказано, что образовательные организации должны создавать безопасные условия для детей и своих работников.

Есть приказ министерства образования и науки (№ 536 от 11 мая 2016 года), которым утверждены особенности режима отдыха и рабочего времени педагогов и “иных работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность”.

Если коротко, то там сказано, что в рабочие дни не менее чем за 20 минут до начала уроков и за 20 минут после окончания уроков работники должны дежурить.

Был пленум Верховного суда о процессах, которые касались причинения вреда здоровью (№ 1 от 26 января 2010 года).

И там подчеркивалось, что если причинен ущерб малолетним (в том числе самому себе) и это случилось, когда он был в образовательном, медицинском или других заведениях, то должностные лица именно этих организаций отвечают за возмещение вреда, “если не докажут, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора”.

Родители, опекуны и учреждения для сирот отвечают за вред, который причинили дети тогда, когда “имело место безответственное отношение к воспитанию и неосуществление должного надзора”.

Эксперты обсудили, чему обучать “школьника будущего”

В нашем случае, судя по справке районной опеки, семья мальчика, с которой требовали деньги, – нормальная, воспитывает троих детей, ни на каких учетах не стоит. А сельская школа, по мнению Верховного суда, должна доказать, что ее вины в причинении морального вреда пострадавшему мальчику нет.

Местные суды, сказал Верховный суд, “пришли к ошибочному выводу, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного заведения, в связи с чем сельская школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия”.

По Гражданскому кодексу (статья 1073) образовательные, медицинские и иные организации, где ребенок временно находится, отвечают за “осуществление должного надзора” и надзор должен быть весь период нахождения ребенка в школе, садике или больнице.

Местные суды, подчеркнул Верховный суд, не учли, что вред ребенку был причинен непосредственно после окончания уроков, то есть в период, пока дети находятся под надзором школы.

По мнению высокого суда, “юридически значимые обстоятельства по делу определены не были и предметом исследования и оценки судов не являлись”.

Районный суд должен был поставить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика среднюю школу. Но этого сделано не было.

Точка зрения

Александр Корольков/ РГ

– В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

Исследование: Учителям стало труднее работать в школе

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки.

Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы.

И одновременно навело на простую, но важную мысль – воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты – дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях.

Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на “тропу войны”.

В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах.

Подготовила Ксения Колесникова

Опасный для жизни тяжкий вред здоровью

Тяжкий вред здоровью определяется по двум признакам. Первым из них считается вред здоровью, опасный для жизни. При отсутствии первого признака тяжкий вред здоровью определяется по второму – последствия причиненного вреда.

Опасные для жизни потерпевшего повреждения принято делить на две группы. К первой группе телесных повреждений, опасных для жизни человека, относятся:

  • Проникающие раны головы (черепа). Независимо от того, был ли поврежден головной мозг.
  • Переломы основания черепа и костей свода черепа, за исключением изолированных трещин только внешней пластины свода черепа, а также кроме переломов костей лицевой части головы.
  • Ушибы головного мозга тяжелой степени, а также средней степени, если имеются признаки повреждения стволового отдела.
  • Проникающие раны позвоночника, независимо от того, поражен ли спинной мозг.
  • Переломы дуг позвонков шейного отдела, в том числе переломы-вывихи.
  • Односторонние переломы дуг первого и второго позвонков шейного отдела, независимо от того, поврежден ли спинной мозг.
  • Подвывихи и вывихи позвонков шейного отдела.
  • Перелом-вывих или перелом одного или нескольких позвонков грудного или поясничного отдела при нарушении функционирования спинного мозга.
  • Ранения в области шеи с проникновением в гортань, пищевод, трахею, просвет глотки или с повреждением вилочковой и щитовидной железы.
  • Ранения в области груди с проникновением в полость перикарда, в плевральную полость или в клетчатку средостения. Независимо от повреждения внутренних органов.
  • Проникающее в область брюшины ранение живота.
  • Ранения живота с проникновением в кишечник (кроме нижнего сегмента прямой кишки) или в полость мочевого пузыря.
  • Открытая рана поджелудочной железы, почек или надпочечников.
  • Разрыв любого внутреннего органа, в том числе мочеточника, перепончатой секции мочеиспускательного канала, предстательной железы.
  • Двойной перелом кольца таза в задней и передней частях с потерей непрерывности. Или двусторонний перелом заднего тазового полукольца с потерей непрерывности кольца таза и разрывом подвздошно-крестцового сочленения.
  • Открытый перелом плечевой, бедренной или большеберцовой кости (длинные трубчатые кости), открытые повреждения коленных и тазобедренных суставов.
  • Нарушение целостности основных кровеносных сосудов (аорты, крупных артерий и соответствующих им вен).
  • Термический ожог третьей или четвертой степени при площади поражения свыше 15% кожных покровов. Термический ожог третьей степени при поражении более 20% кожных покровов. Термический ожог второй степени при поражении более 30% кожных покровов.

Вторая группа телесных повреждений, опасных для жизни, включает в себя повреждения, которые повлекли за собой состояния, угрожающие жизни человека. К подобным состояниям относятся:

  • Тяжелый шок третьей или четвертой степени.
  • Кома, вызванная различными причинами.
  • Обширные кровотечения и большие кровопотери.
  • Коллапс, нарушение кровообращения головного мозга тяжелой степени, острая сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность.
  • Острая почечная недостаточность.
  • Острая печеночная недостаточность.
  • Тяжелая степень острой дыхательной недостаточности.
  • Гнойно-септические поражения тканей.
  • Нарушения кровообращения, вызвавшие инфаркт внутреннего органа, тромбоэмболию, газовую или жировую сосудистую эмболию, гангрену конечностей.
  • Комплекс нескольких состояний, угрожающих жизни потерпевшего.

Последствия, вызванные нанесенными телесными повреждениями, согласно которым нанесенный вред является тяжким:

  • Полная слепота на оба глаза или снижение остроты зрения до четырех процентов от нормального.
  • Потеря речи в результате потери голоса или потеря возможности изъясняться посредством членораздельных звуков.
  • Полная глухота или случаи, когда человек не имеет возможности слышать разговорную речь на расстоянии от трех до пяти сантиметров от ушной раковины.
  • Потеря органа или стойкое нарушение функционирования органа, в том числе: ампутация конечности; утрата функций руки или ноги вследствие паралича или иного состояния, блокирующего их деятельность; потеря кисти или стопы (вследствие потери трудоспособности более, чем на одну треть); повреждения половых органов, приведшие к утрате способности к совокуплению, оплодотворению, зачатию и деторождению; потеря одного яичка.
  • Психические заболевания или расстройства, вызванные нанесением телесных повреждений. Наркомания, токсикомания. В данных случаях тяжесть вреда здоровью определяется судебно-медицинским экспертом при участии психиатра, нарколога или токсиколога, причем после проведения соответствующей экспертизы: психиатрической, токсикологической или наркологической.
  • Общие патологические состояния, заболевания и повреждения, повлекшие за собой длительную утрату трудоспособности на одну треть или более.
  • Прерывание беременности на любом этапе.

На сегодняшний день распространённой проблемой среди подростков является буллинг. Буллинг – это травля детей сверстниками в детских коллективах. Это агрессивное и сознательное поведение одного ребенка относительно другого. От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью.

Украина занимает 9 место среди 42 исследуемых стран по проценту жертв буллинга среди подростков. В прошлом году в нашей стране 67% детей стали жертвой или свидетелем травли. 40% пострадавших от травли вообще ни с кем не делились проблемой.

Предлагаем ознакомиться  Какая сумма выплачивается при сокращении

Жертва буллинга – это кто?

Жертвами буллинга чаще всего становятся дети, которые чем-то отличаются от других. К примеру, скромно одетые, отличники в учебе, не имеющие дорогих гаджетов или являющиеся представителями другой расы. Раньше таких детей называли «белые вороны».

В общем, жертвы – это дети, которые не могут сопротивляться и противостоять агрессии. Они боятся. Некоторые дети не защищаются, поскольку имеют установку от родителей «драться – это плохо».

Замкнутые в себе, одинокие, недоверчивые, медлительные дети часто привлекают агрессора своим типом характера.

Какие дети становятся буллерами (те, кто травят)?

Принято считать, что это дети из неблагополучных семей. Это не так. Буллерами становятся представители состоятельных и интеллигентных семей. Там детям хватает внимания и любви взрослых.

Парни – убеждены в собственной силе, все вопросы решают кулаками и запугиванием.

Кто, где и когда отвечает за избиение несовершеннолетнего?

Обязательство ответственности о здоровье и поведении ребенка всегда будет возлагаться на его родителей или опекунов. Это касается случаев, когда ребенок находится дома, на улице, в магазине и других подобных местах.

Образовательные учреждения снимают часть этой ответственности с родителей. Пока чадо находится в детском саду или школьном учреждении, отвечать за него будут воспитатели, преподаватели и администрация заведения.

Если ребенок посещает экскурсию во внешкольное время?

Каждая экскурсионная группа должна иметь руководителя и заместителей, которые и несут ответственность за детей.

В случае избиения несовершеннолетнего лицо, нанесшее физический вред, понесет гражданско-правовое, административное и даже уголовное наказание. Этого требует закон «Об охране детства».

Кто в ответе за драку в школе или детском саду?

Когда ученик появляется на территории образовательной школы, руководство школы, а также классный преподаватель берут на себя ответственность за ребенка. На уроках к ответственности подключается преподаватель текущего предмета.

Соответствующий Закон «Об образовании» обязывает учителей защищать своих учеников от насилия, преимущественно психологического.

Если в школе произошла драка между учащимися,прямая вина будет лежать исключительно на повздоривших детях и их родителях.

Если конфликт начался на глазах учителя — это плохое выполнение его обязанностей, влекущее за собой дисциплинарные взыскания.

Все школьные конфликты находятся в компетенции заместителя директора по воспитательной работе. Именно этот человек определяет все обстоятельства ЧП и вызывает родителей для дальнейших разбирательств.

Почему родители?

Следует понимать, что образовательные учреждения лишь предоставляют помощь родителям в воспитательном процессе. Работающие в школах социальные педагоги и психологи, работа которых направлена на упреждение возможных конфликтов и споров, объясняют детям, что существуют мирные способы решения проблем. Пробелы в воспитании — вина родителей и опекунов.

Какое наказание за побои ребенка несовершеннолетним?

Уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за причинение легких, средних и тяжелых повреждений, а также истязаний и побоев.

Согласно законодательству, подростки 14-летнего возраста будут отвечать перед законом за нанесение среднего и тяжелого телесного ущерба. И только с 16 лет за нанесение вреда в виде легких повреждений.

Что грозит несовершеннолетнему с 11 до 14 лет?

Гражданский Кодекс Украины утверждает, что дети данного возраста имеют неполную дееспособность и не несут ответственности за причиненный другому несовершеннолетнему вред.

– ограничение вариантов проведения свободного времени;

– передача под надзор ответственных за него взрослых;

– назначение ребенка в специальное учебно-воспитательное заведение.

Конфликты несовершеннолетних (буллинг): какие последствия?

Почему родители?

Решение касательно родителей, принимается исключительно судом.

Что будет за нанесение побоев от 14 до 16 лет?

За избиение несовершеннолетнего несовершеннолетним от 14 до 16 лет уголовная ответственность предусмотрена только зананесение средних и тяжелых телесных повреждений.

Если ребенком были нанесены телесные повреждения легкой степени — уголовная ответственность не предусмотрена.

Однако, согласно Кодексу Украины о административных правонарушениях, если несовершеннолетние не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность — за их деяния будут отвечать родители. А именно — наложение штрафа от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

При злостном невыполнении своих обязанностей родителей и лиц, которые их заменяют, ждет уголовное наказание, которое предусматривает ограничение или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Полная ответственность с 16 лет

Нанесение телесных повреждений легкой степени наказывается штрафом до 50 зарплатных минимумов или работами общественного характера до 200 часов, или исправительными работами до 1 года.

Если причиненный ущерб имеет следствие для потерпевшего как расстройство здоровья или небольшая потеря работоспособности, наказание увеличится.

Нарушителю грозит 50–100 необлагаемых налогом доходов граждан или же общественные работы 150–240 часов, или же исправительные работы до одного года, или арест до полугода, или ограничение свободы сроком до двух лет.

Нанесение телесных повреждений средней степени

Нанесение тяжких телесных повреждений— лишение свободы сроком 5–8 лет. Если действия привели к особым мучениям или совершались несколькими лицами, срок может быть увеличен до 7–10 лет.

Как доказать факт драки детей?

Прежде всего, родители должны зафиксировать наличие побоев при помощи судебно-медицинского эксперта. Они будут играть ключевую роль в дальнейших разбирательствах.

По причине того, что нанесением вреда несовершеннолетнему человеку занимается полиция, пострадавшая сторона не обязана ничего доказывать — это работа полицейских.

Что делать родителям подростка, которого избивают в школе?

Для начала необходимо узнать у ребенка все нюансы и подробности событий, приведших к избиению. Реакция учителей также крайне важна, ведь они должны выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы одноклассники и другие дети не конфликтовали между собой.

Первым шагом будет подача заявления на имя директора учебного учреждения. К этому шагу относится и обращение к родительскому комитету. Администрация школы должна принять меры для противодействия таким правонарушениям, для этого в каждой школе присутствует детский психолог.

Органы опеки и попечительства также нужно поставить в известность. Они занимаются многими вопросами, среди которых числится надзор за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних граждан.

Если несовершеннолетний подвергся умышленному насилию, необходимо писать заявление в правоохранительные органы. Национальная полиция установит все обстоятельства преступления и привлечет виновника к ответственности в соответствии с законом.

Унижение прав и избиение несовершеннолетних в школах — явление, к сожалению, нередкое. Частота таких происшествий привела к появлению такого понятия как буллинг (регулярное унижение, насмешки и издевательство). Родители должны помнить, что чем раньше они примут меры к противодействию издевательству над своим чадом, тем меньший вред будет нанесен ребенку.

Игнорирование «детских» проблем может привести не только к физическим травмам, но и к проблемам психики, которые могут проявляться всю жизнь. Правонарушения не должны оставаться безнаказанными.

Стоит отметить, что в Юридическую клинику также обращаются посетители с вопросами «кто отвечает за избиение несовершеннолетнего?», «Какое наказание за побои ребенка несовершеннолетним?».

Так, в декабре 2018 года к нам обратилась гражданка В. с проблемой избиения её сына подростком.

После первого же удара в солнечное сплетение 14-летний мальчик свалился на землю, но 12-летнего парня это не остановило, и он продолжил наносить удары ногами по голове и животу оппонента.

Дать отпор школьник не мог из-за сильной боли, которая сковала тело. При этом за неравной схваткой наблюдали другие дети, которые и запечатлели происходящее на камеру мобильного.

Сейчас ребенок лежит в больнице, у него черепно-мозговая травма и сотрясение мозга.

Наш юрист выяснив всю ситуацию, посоветовал гражданке В. обратиться в полицию.

Также консультант объяснил, что хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся особой дерзостью или исключительным цинизмом, карается штрафом от 8500 до 17 000 гривен. Максимальное наказание, которое предусматривает уголовный кодекс – пять лет тюрьмы.

При этом создание, распространение, а также принуждение к участию в порнографических материалах наказывается штрафом от 850 до 1700 грн. А в некоторых случаях распространителя могут арестовать на срок до шести месяцев или же на три года ограничить его свободу с конфискацией порнографических предметов и средств их изготовления.

За доведение до самоубийства или покушение на самоубийство светит ограничение свободы до трех лет или же лишение свободы на тот же срок.

Юрклиника работает ежедневно с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 13:00, выходной день – воскресенье.

Запись на прием осуществляется каждую среду с 10:00 до 14:00 по номеру телефона: (048)777-27-61, или по адресу: 65009, г. Одесса, ул. Черняховского, 2.

Директор Юридической клиники – Шишацкая Юлия Олеговна

Какова законодательная база по экспертизе живых лиц (потерпевших, обвиняемых, подозреваемых)?

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 25 Закона описывает процедуру оформления экспертного заключения, а также необходимые для включения в него компоненты.

Статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

Статья 112 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью средней степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

Статья 115 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью легкой степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

Статья 113 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в состоянии аффекта, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

Статья 114 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в случае превышения границ необходимой самообороны или в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений подчиняется Правилам определения тяжести причиненного вреда здоровью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года (№ 522).