Закон о банкротстве предприятия

Процедура признания несостоятельности юридического лица опирается на ФЗ-127. Последняя редакция принята в 2002 г. И затем в него не вносились существенные правки, которые изменяли порядок признания компании банкротом. Если только не считать последние изменения 2015 г., позволившие наряду с юридическими лицами и ИП банкротиться рядовым физическим лицам.

Отдельные нормы банкротства юрлиц также содержатся в Гражданском кодексе и Конституции.

Признаки несостоятельности юридического лица

Компании с небольшими долгами и отсутствующими оборотными средствами не вправе объявлять о своем банкротстве. Для инициации процедуры признания несостоятельности необходимо соответствовать следующим формальным признакам:

  1. Совокупный размер просроченных долговых обязательств перед кредиторами и госинстанциями составляет не менее 300 тыс.р. (для монополий данная величина возрастает до 1 млн.р.), в указанную сумму не входят начисленные пени/штрафы.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на выплату положенной зарплаты, пособий и прочих обязательных платежей своим работникам.
  3. Просрочка по долговым обязательствам превысила 3 месяца.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Конкурсное производство в процедуре несостоятельности компании

Основу законодательства о несостоятельности составляют пункты Конституции, Гражданского кодекса РФ, предусматривающие положения о признании должников банкротами и принудительного изъятия их имущества в пользу кредиторов, Федеральные законы № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», и № 482-ФЗ от 29.01.2014 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Наличие основополагающих факторов несостоятельности обуславливает признание судом факта банкротства юридического лица.

Признание этого факта как неспособности должника обеспечивать долговые обязательства, уплачивать налоги и сборы не является основанием для последующего закрытия предприятия.

Кроме этапов конкурсного производства, применяемых при прекращении деятельности организаций, к конкретной фирме — должнику могут применяться другие виды конкурсного управления:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Ведение дел о неплатежеспособности является сложной схемой с многоэтапным решением отдельных задач.

Соблюдение указанной последовательности не является обязательным, проведение той или иной процедуры банкротства определяется в зависимости от фактического положения дел на предприятии по результатам наблюдения арбитражного управляющего, кредиторов, юридического лица.

В большинстве вариантов процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.

Каждый этап устанавливается решением арбитража на основании аналитики индивидуальных обстоятельств ситуации на предприятии, представленной на общем собрании кредиторов.

Первой стадией установления несостоятельности является наблюдение за хозяйственной деятельностью фирмы — должника.

Банкротство

Это позволяет определить имеет ли должник фактическую возможность платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи в полном размере.

Процедура наблюдения подразумевает уменьшениеполномочий руководителя предприятия. Кроме того, она позволяет выявить финансовые возможности и уровень платежеспособности юридического лица, а также обеспечить сохранность его имущества.

Наблюдение приводит к исключению конфликта интересов задолжавшего юридического лица и кредиторов.

банкротство юридических лиц 2016-2017 года пошаговая инструкция

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица. Основная цель этапа — выявить финансовых возможности организации

Основные цели процедуры наблюдения:

  • проанализировать материальные, финансовые, имущественные активы фирмы и принять меры к их сохранности;
  • составить полный перечень кредиторов, инвесторов, сотрудников, перед которыми имеется денежная задолженность;
  • составить реестр договорных обязательств с учетом всей имеющейся информации по ним;
  • определить итоговую сумму долговых обязательств;
  • провести всесторонний анализ возможностей организации выхода из финансового кризиса и возвращения платежеспособности.

На протяжении всего периода наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, имеющий специальные знания и подготовку, независимое не предвзятое отношение к должнику и кредитору в процессе наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия.

Временный управляющий имеет доступ ко всей информации предприятия, в том числе содержащей секретные сведения. Процедура наблюдения имеет четкое ограничение, согласно которому оно должно продолжаться не более 7 месяцев.

Весь период организация продолжает работу в штатном режиме без права реорганизации, открытия новых производств, отделов, дочерних компаний. По окончании этого периода временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет с итогами работы.

Все о конкурсном производстве

Отчет должен содержать следующую информацию:

  • о денежном состоянии организации — должника;
  • конкретный план действий по возврату платежеспособности;
  • предложения и требования кредиторов.

На основании наблюдения временного управляющего рассматриваются возможности дальнейших координационных мероприятий, направленных на выведение предприятия из финансового кризиса.

После вхождения предприятия в процесс признания банкротства появляются сопутствующие условия, реализуемые в рамках действующего законодательства:

  1. Все денежные взыскания к должнику, кроме текущих оплат, предъявляются в рамках дела о несостоятельности, а не напрямую к неплательщику;
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности приостанавливаются, аресты и прочие ограничения не накладываются или снимаются, исключая некоторые предусмотренные законом случаи;
  3. Запрещены выплаты стоимости или выделении долей учредителей при выходе из состава предприятия, покупка неплательщиком размещаемых акций;
  4. Запрещено проводить зачет встречных требований при нарушении последовательности погашения задолженности перед кредиторами;
  5. Запрещено изымать имущество владельцем унитарного предприятия;
  6. Запрещены дивидендные выплаты, процентов, долевых доходов, разделение прибыли;
  7. Прекращается начисление штрафных санкций, пеней за нарушение денежных выплат;
  8. Необходимо получать согласие временного управленца на сделки по выведению имущества с балансовой стоимостью более 5% от активов фирмы — неплательщика;
  9. Необходимо получать согласие временного управляющего на сделки по получению и выдаче заемных средств (кредиты), поручительства, гарантированных обязательств, уступке прав требований, о переводе долгов и утверждению управления имуществом неплательщика на основании доверенности;
  10. Управляющие органы не имеют права выносить решения о прекращении деятельности или реорганизации предприятия, об участии должника в других организациях, создании других фирм, дочерних предприятий, представительств, филиалов.

Все указанные условия сопровождают процедуру банкротства на первом ее этапе — наблюдении, основная цель которого проанализировать финансовые возможности неплательщика для выявления шансов возобновления платежеспособности, наличие в собственности достаточного количества имущества для покрытия затрат процедуры банкротства и оформить реестр требований кредиторов.

В результате проведенного анализа общим собранием кредиторов принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства.

Этот этап банкротства подразумевает составление и утверждение плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.

Целевое назначение подобного документа — за ограниченный промежуток времени погасить задолженность по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.

Для чего необходима процедура финансового оздоровления?  Это совокупность логичных действий, направленных на восстановление функциональных возможностей фирмы и ее новое «рождение».

В процедуре финансового оздоровления соблюдаются следующие условия:

  • Максимальный временной промежуток для финансового оздоровления, предусмотренный законодательством, составляет не более двух лет;
  • Специально разработанный план финансовой санации должен содержать график погашения долговых требований кредиторов с поэтапным объяснением возможностей удовлетворения их требований;
  • График погашения долговых требований должен содержать подписи участников должника и утверждаться в судебной инстанции;
  • Полный расчет по имеющимся требованиям кредиторов должен заканчиваться не позже, чем за месяц до завершения процедуры финансовой санации, а с учетом требований первой и второй очередности — не позже, чем за шесть месяцев до ее конца.

На данном этапе банкротства арбитражный управляющий называется административным управляющим, функциональная обязанность которого отслеживать исполнение плана мероприятий и графика погашения задолженностей.

Юридические аспекты процедуры оздоровления и наблюдения в большинстве пунктов повторяют друг друга и подразумевают:

  • отмену начислений штрафов, пеней на время проведения процедуры оздоровления;
  • приостановку дивидендных выплат, процентов, долей учредителям и инвесторам;
  • снятие ареста с имущественных активов фирмы;
  • приостановку производства по исполнительным листам.

Помимо аналогий с процедурой наблюдения финансовая санация имеет ряд дополнительных запретов при проведении сделок:

  • без согласования с административным управляющим нельзя проводить сделки, в результате которых увеличится кредиторская задолженность более, чем на 5% от сумм требований, предусмотренных в реестре кредиторов;
  • нельзя приобретать или отчуждать имущество фирмы, кроме продукции, полученной в процессе производственной или хозяйственной деятельности предприятия;
  • начисление процентов по денежным долгам, предусмотренных графиком погашения долгов, производится по ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае полного погашения долгов по окончании процедуры финансовой санации судом прекращается дело о банкротстве предприятия.

Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).

Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.

Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий.

Предлагаем ознакомиться  Заявление о возобновлении исполнительного производства по алиментам: образец 2019 года

Прием полномочий осуществляется с передачей всей документации фирмы, а также печатей и штампов, после чего временный управляющий преступает к выполнению плана реабилитации компании.

В силу имеющихся оснований в рамках утвержденного плана мероприятий внешний управленец имеет полное право отменить принятые другим руководителем решения по стратегии развития предприятия в процессе банкротства.

Обязанности конкурсного управляющего

К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:

  • провести инвентаризацию имущества банкрота;

  • организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

  • в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

  • контролировать сохранность имущества банкрота;

  • осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

  • анализировать материально-денежное положение должника;

  • в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

  • предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

  • вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Закон о банкротстве предприятия

Банкротство юридического лица начинается с подачи заявления участником процесса в Арбитраж. Здесь поступивший иск будет оцениваться на правомерность и наличие оснований для признания компании банкротом.

Если исковое заявление будет удовлетворено и в отношении должника будет начата процедура банкротства то в ходе нее юрлицо сможет пройти несколько стадий:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление/внешнее управление;
  • мировое соглашение;
  • конкурсное производство.

К сведению

Стоит отметить, что указанные здесь стадии не являются обязательными для всех компаний. Так, стадии реабилитации должника будут введены только при наличии у кредиторов и суда оснований полагать, что юрлицо имеет шансы на восстановление платежного баланса.

Тогда как заключение мирового соглашения между сторонами процесса банкротсва – большая редкость исходя из сложившейся практики.

Стадия наблюдения при банкротстве юридических лиц является предварительным этапом процесса несостоятельности. Она преследует базовую цель – обеспечение сохранности имущества должника для дальнейших взаиморасчетов с кредиторами. На этом этапе составляется реестр требований, организуется важнейшее для процедуры банкротства первое кредиторское собрание и производится детальный анализ экономического состояния должника.

Для реализации поставленных задач на стадии наблюдения назначается временный управляющий. Полномочия высшего руководящего состава компании несколько сужаются. Так, менеджмент компании обязан предоставить всю важную информацию об экономическом положении юридического лица (отчетность, бухбалансы и пр.

К сведению

Наблюдение при банкротстве может длиться не более 7-ми месяцев. На ее основании участники процедуры принимают решение о дальнейшей судьбе должника и введении в отношении него стадии оздоровления или конкурсного производства. Управляющий по итогам наблюдения должен составить план по удовлетворению кредиторских требований.

Стадия финансового оздоровления вводится на срок до 2 лет. Она предполагает разработку графика погашения долговых обязательств (реструктуризации долга), который подлежит утверждению арбитражным судом. При этом штрафы и пени на просрочку отменяются, приостанавливаются исполнительные производства, снимается арест с активов.

Руководство компании не отстраняется от дел, но находится под контролем административного управляющего. Если обязательства фирмы на данной стадии погасить не удастся, то вводится этап внешнего управления или реализации имущества.

Фиктивное банкротство подразумевает создание лишь видимости финансовой несостоятельности. Например, отражение не всех активов в бухбалансе, приобретение сырья по завышенной стоимости, искажение данных отчетности и пр.

Информация

Руководители, совершившие данные деяния, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа 200-500 тыс.р., исправработам на срок до 5 лет и лишения свободы – до 6 лет в зависимости от масштабов причиненного ущерба.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий. 

Полномочия конкурсного управляющего:

  • владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

  • заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

  • отправить на хранение документацию должника;

  • предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

  • требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

Ответственность при несостоятельности организации

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.

Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

  • неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;

  • конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;

  • не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

  • уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

  • не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

  • не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

  • совершает сделки с превышением должностных полномочий.

При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

К сведению

Место и время проведения кредиторского собрания в банкротстве юридического лица, назначается арбитражным управляющим. Обычно оно проводится по местонахождению должника, но допускаются иные варианты. В частности, собрание может проводится в заочной форме.

Инициатива о проведении собрания может исходить от комитета кредиторов или их крупнейших представителей.

На собраниях принимаются такие важные решения как введение той или иной стадии банкротства предприятия, утверждение отчета управляющего, подача ходатайств об устранении управляющего, формированием кредиторского комитета, заключение мирового соглашения и пр. Часть решений принимается квалифицированным, часть – абсолютным большинством.

Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.

Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ.

Причин, подталкивающую фирму к банкротству достаточно много, иногда к этому ведет совокупность различных факторов.

 Основополагающими причинами банкротства являются:

  • некомпетентное управление делами компании;
  • отсутствие согласованности интересов учредителей и руководящего состава;
  • неправильная расстановка приоритетов в планировании бюджетов и графиков первоочередных платежей;
  • преднамеренное невыполнение договорных обязательств перед контрагентами;
  • бездействие в решении производственных и финансовых вопросов предприятия.

Вне зависимости от причин, вовлекших предприятие в финансовый коллапс, взаиморасчеты с кредиторами имеющимся долгам придется производить собственникам и руководителям как посредством реализации активов предприятия, так и за счет личного имущества.

Определение субсидиарной ответственности подразумевает дополнительную ответственность по оплате долговых обязательств одним обязанным лицом, если первое лицо не имеет возможности осуществлять платежи.

К таким лицам относятся учредители и руководители организации, на которых и будет распространять свое действие субсидиарная ответственность по имеющимся долгам предприятия.

Регулирование субсидиарной ответственности осуществляется в рамках федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», предусматривая обязательный порядок оплаты задолженности организации. В процессе признания несостоятельности в затруднительном финансовом положении фирмы ее активов может быть недостаточно для погашения совокупной суммы долга.

Дублируются требования об обязательных выплатах по долговым обязательствам компании на основании субсидиарной ответственности в законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.

Говорить о наступлении субсидиарной ответственности следует в случае невозможностисобственников фирмы выполнить долговые требования кредиторов, осуществить обязательные платежи по уплате налогов и сборов, оплаты труда сотрудникам из-за отсутствия имущества и соответствующих активов.

В этом случае субсидиарная ответственность накладывается на всех обязанных лиц, к которым относятся:

  • учредители — совладельцы предприятия;
  • руководящий состав, в результате действий которого предприятие подошло к состоянию банкротства;
  • доверенные лица, распоряжающихся акциями предприятия;
  • другие лица, не имеющие юридической привязки к деятельности компании, но фактически осуществляющие управление в ней в течение двух лет до процедуры несостоятельности;

Определение причастности лица к управлению делами фирмы предусматривается статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и характеризуется признаками:

  1. выдача поручений и указаний физическим лицом сотрудникам фирмы для исполнения;
  2. настаивание лица на определенных действиях и решениях, руководствуясь непререкаемым авторитетом и неотступностью;
  3. оказание психологического влияния и давления на руководителей фирмы при принятии решений в реализации стратегии развития предприятия.

Под воздействием влиятельных физических лиц, фактически не имеющих юридических прав к управлению делами фирмы, может произойти непредвиденное ухудшение финансового положения с ее последующим банкротством.

Для наложения ответственности на данное лицо необходимо документально доказать его вину перед судом.

Такой вид субсидиарной ответственности называется статусным и имеет ряд характерных признаков:

  • субсидиарная ответственность возлагается при процедуре конкурсного производства с участием арбитражного управляющего;
  • документальные доказательства виновности обязанных лиц в несостоятельности предприятия;
  • отсутствие правовых основ для реализации регрессных требований к неплательщику.

Второй вид субсидиарной ответственности называется «договорной» и подразумевает привлечение к ответственности лица, участвующего в договорных отношениях между неплательщиком и кредитором.

Примером наложения такой ответственности является реализация требований договора поручительства, по условиям которого поручитель берет на себя всю ответственность за выплаты сумм по кредитам в случае отказа от них должника по договору.

Существенным нюансом в этом случае является тот факт, что при подаче иска поручителем о взыскании задолженности судом будет произведено разделение суммы платежа в равных пропорциях между двумя участниками договорных отношений — поручителем и должником. Это является принципиальным отличием субсидиарной ответственности от солидарной.

Предлагаем ознакомиться  Расчет выплат из материнского капитала

Открытие дела о банкротстве не влечет за собой возникновение субсидиарной ответственности, как ошибочно полагают многие должники и кредиторы.

Чтобы она образовалась, следует учесть ряд условий:

  • судебный акт с решением о признании организацию — неплательщика несостоятельной, которое вступает в силу с определенного момента;
  • следует определить совокупную сумму долговых требований кредиторов. У обанкротившегося предприятия могут отсутствовать долги перед другими фирмами;
  • полностью произведена реализация конкурсной массы.

Перечисленные условия позволяют учесть общий размер ответственности солидарных должников, которую можно определить как разность между суммой претензий кредиторов и суммой от реализации имущества неплательщика, а именно денежных средств, полученных от конкурсной массы.

Согласно статье 10 ФЗ о несостоятельностисубсидиарная ответственность может быть назначена при условии нехватки имущественных активов неплательщика для расчета с долгами перед кредиторами.

Привлечение руководящего состава и собственников предприятия — неплательщика к субсидиарной ответственности может быть не признано судом правомерным действием, если требования о назначении ответственности вынесены преждевременно, то есть до полного формирования конкурсной массы.

Это означает, что без учета всего имущества должника без исключения нельзя рассчитать окончательную сумму ответственности перед кредиторами, что может привести к неправомерному назначению субсидиарной ответственности обязанным лицам.

Инициатором наложения субсидиарной ответственности может выступать предприятие — банкрот. Выгодатакого действия для должника заключается в изменении условий взаиморасчетов по долговым обязательствам после вступления в процедуру признания неплатежеспособности.

Это имеет весомое значение для должника, если он точно знает, что соблюдение условий оплат по договорам невозможно в силу затруднительного финансового положения фирмы. Кроме того он приобретает возможность контроля процедуры банкротства.

Для самостоятельного инициирования банкротства предприятие — неплательщик вправе обратиться в суд в случаях,  предусмотренных федеральным законодательством:

  • при ненадлежащем исполнении денежных обязательств перед кредиторами;
  • невозможности продолжения коммерческой деятельности вследствие наложения ареста на собственность фирмы — должника;
  • у предприятия — неплательщика есть все основные признаки несостоятельности.

Все о конкурсном производстве

Стандартной практикой в возбуждении дел о банкротстве является выступление конкурсного кредитора с инициативой о начале процесса.

Отчет конкурсного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;

  • погашение кредитных обязательств;

  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как конкурсный управляющий составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;

  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

  • о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

  • вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Внешнее управление при банкротстве юридических лиц

Внешнее управление при банкротстве предприятия — одна из реабилитационных процедур наряду с финансовым оздоровлением. Его ключевой целью также служит восстановление платежеспособности юридического лица без его ликвидации. При оптимальном завершении данного этапа должник рассчитывается по всем долгам перед кредиторами и продолжает свое существование в качестве рыночного субъекта.

Внешнее управление имеет одно принципиальное отличие от оздоровления: в ходе данной процедуры топ-менеджмент юридического лица отстраняется от дел. Обычно решение о старте внешнего управления принимается при наличии оснований полагать, что неумелое руководство привело к плачевным финансовым показателям.

Информация

Кредиторы обычно заинтересованы в данной стадии по той причине, что у них появляются шансы на полный возврат задолженности. Тогда как при начале конкурсного производства полученной выручки может не хватить для покрытия всех долгов и в 90% случаев банкротства так и происходит.

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий разрабатывает новую стратегию компании и внедряет конкретные меры по восстановлению платежеспособности. В их числе: переориентация производственной линии на новые рынки сбыта, переуступка прав требования, продажа нерентабельных активов, допэмиссия акций, закрытие низкоприбыльных направлений и пр.Управляющий также вправе отказаться от невыгодных с его точки зрения контрактов и оспорить последние сделки по отчуждению собственности.

Внешнее управление вводится на период до полугода. Но иногда этот срок продлевается до 1,5 лет.

Для того чтобы у компании появился шанс на восстановление своего платежного баланса на указанной стадии вводится запрет на погашение кредиторских требований, на имущество юрлица не может быть наложен арест.

По завершению указанной стадии дело может быть прекращено. Но если должный эффект не был получен, то стартует конкурсное производство при несостоятельности юридического лица, которое ведет к ликвидации.

Мировое соглашение при банкротстве юридических лиц

На любой стадии процедуры банкротства юридического лица участники процесса могут заключить мировое соглашение. Инициатива в заключении данного договора может исходить как от кредиторов, так и должника.

Информация

Условия заключения соглашения определяются на усмотрение сторон. При этом его подписание возможно только при полном согласии всех участников. Иногда в мировом соглашении принимает участие 3-я сторона – гарант сделки или поручитель должника.

Существенными пунктами мирового соглашения являются: условия и формы оплаты, сроки действия соглашения и иные условия. Обычно сторонам приходится на какие-то уступки в мировом соглашении. Например, кредитор может списать часть долга или начисленные проценты.

После подписания мирового соглашения дело о банкротстве предприятия прекращается. В случае нарушения должником его условий процедура возобновляется.

 Арбитражные управляющие при банкротстве юридических лиц

Арбитражный управляющий в процедуре банкротства наделен широким спектром полномочий. Во многом успех процедуры зависит от профессиональных навыков и качеств управляющего. Различают внешнего, административного, временного и конкурсного управляющего в зависимости от стадии банкротства. Если профессиональные навыки это позволяют, то все функции может выполнять одно лицо.

Информация

Арбитражный управляющий призван соблюдать баланс интересов между кредиторами и юрлицом-должником. Поэтому это должна быть независимая фигура. Управляющий назначается по решению суда из числа СРО, на которую указывают участники процесса.

В спектр задач управляющего при банкротстве входит принятие мер по возврату имущества должника, организация торгов, контроль финансовых потоков предприятия, оценка собственности, анализ финансово-экономической деятельности юридического лица, разработка и корректировка бизнес-стратегии, осуществление расчетов с кредиторами, меры по оптимизации штата и пр.

Сложность поставленных перед управляющим задач накладывают ряд требований к его кандидатуре: он должен иметь профильное образование и пройти стажировку, не иметь судимостей, застраховаться на случай причинения рисков и пр.

Арбитражный управляющий принимает участие в деле за определенное вознаграждение. Оно состоит из фиксированной части и бонуса, который рассчитывается в зависимости от результативности удовлетворения кредиторских требований. Величина фиксированной части для конкурсных управляющих составляет 35 тыс.р. в месяц, внешних – 45 тыс.р.

Важно

При неудовлетворительной работе арбитражного управляющего могут привлечь к ответственности: отстранить от участия в процессе, исключить из СРО, обязать возместить причиненные кредиторам убытки или применить иные меры.

Условия возбуждения процедуры банкротства отсутствующего должника по заявлению уполномоченного органа

Для должника процедура банкротства юридических лиц может завершиться восстановлением платежеспособности в ходе реабилитационных процедур или же закрытием предприятия и его ликвидацией. Должник в банкротстве наделяется правами участия в собраниях кредиторов, обжалования решения суда и управляющего и пр. При этом он не может препятствовать деятельности управляющего и обязан предоставлять по его запросу все документы.

Что касается руководящего состава, то привлечь их к выплатам по долговым обязательствам практически невозможно. Сам генеральный директор не только не несет затраты, связанные с банкротством предприятия, но и продолжает получать зарплату и прочие положенные законом выплаты. Единственное, чем рискуют учредители – долями в уставном капитале.

Предлагаем ознакомиться  СНИЛС страховой номер индивидуального лицевого счета

Только если в суде удастся доказать, что именно действия руководства привели к банкротству (т.е. несостоятельность имела фиктивный характер) руководители могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

Старт процесса несостоятельности юридического лица имеет ряд важных последствий для должника.

К сведению

Должник в ходе банкротства не может совершать любые значимые сделки по отчуждению имущества, его собственность распродается на торгах, информация о его финансовом положении становится общедоступной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

Все о конкурсном производстве

В силу пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

Кроме того, ВАС РФ в пунктах 4, 5 Постановления Пленума от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» разъяснил, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.

1 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств, рассматриваются сведения компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

Кроме того, уполномоченный орган может представлять доказательства вероятности поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Уполномоченный орган должен обосновать наличие оснований и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к такой ответственности.

Согласно ст. 2 закона о банкротстве целью конкурсного производства (в том числе, в случае его открытия в отношении отсутствующего должника) является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Таким образом, возбуждение процедуры банкротства (включая упрощенную) при наличии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника, но в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего частично погасить кредиторскую задолженность, не отвечает задачам производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, а также влечет необоснованное расходование бюджетных средств.

Исходя из положений абзаца 8 пункта 1 статьи 57 закона о банкротстве при отсутствии средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 57 закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» указано на необходимость прекращения производства по делу в случае недостаточности имущества должника и отсутствия доказательств финансирования процедуры банкротства.

Кроме того, при обращении с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган обязан представить суду соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

Как следует из правовой позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, в соответствии со статьей 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Последствия банкротства юридических лиц

По окончании процедуры банкротства несостоятельности информация о компании удаляется из ЕГРЮЛ. Т.е. фактически юридическое лицо перестает существовать в качестве самостоятельного субъекта и ликвидируется вся задолженность, связанная с бизнес-деятельностью.

Управляющий должен сложить с себя все полномочие и передать документы в архив. Предварительно распускаются все сотрудники.Учредители банкрота могут открывать новые компании и реализовывать другие проекты. Законом это не запрещается.

Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрены последствия, наступающие для юридического лица после признания его банкротом. Последствия могут быть финансовыми и правовыми.

банкротство юридических лиц - последствия

Какие последствия банкротства ожидают юридическое лицо

Наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:

  • наступает срок оплаты денежных долгов, которые возникли до конкурсного производства, а также обязательных оплат по налогам, сборам, материальным выплатам сотрудникам предприятия;
  • имущество предприятия распродается на аукционах;
  • не начисляются все виды неустоек, штрафов и процентов по всем долговым обязательствам неплательщика;
  • информация о финансовом положении предприятия перестает быть конфиденциальной или являться коммерческой тайной;
  • должностные обязанности руководства фирмы и ее органов не требуют дальнейшего исполнения в связи с ее ликвидацией;
  • любые виды сделок запрещены к совершению от лица фирмы — банкрота;
  • снимается арест, наложенный на собственность должника ранее;
  • происходит роспуск персонала, предприятие — банкрот ликвидируется и полностью прекращает свою деятельность.

Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.

В некоторых случаях для предприятий, поглощенных обязательствами по кредитным договорам, процедура банкротства становится выходом из замкнутого круга непосильных платежей по кредитам. Подобный исход выхода из бизнеса завершается после проведения различных мероприятий по максимально возможному возврату задолженностей кредиторам.

Обычным исходом процедуры банкротства является закрытие предприятия и списание всех его долгов без взыскания с собственников компании. Кредиторы не получают денежных средств себе в убыток.

Для владельцев компании завершение деятельности означает утрату доли в уставном капитале компании. Привлечь их к выплатам долгов не имеют возможности даже судебные инстанции.

Генеральный директор помимо отсутствия каких — либо затрат, связанных с банкротством, получает все обязательные выплаты, положенные персоналу в рамках трудового законодательства: зарплату, выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск (за исключением случаев, когда руководитель общества с ограниченной ответственностью его единственный учредитель).

Ликвидация организации путем признания своей несостоятельности влечет наступление правовых последствий для руководящего состава компании, ответственного за совершение сделок.

Юридическое сопровождение банкротства

Правовыми последствиями для генерального директора и его заместителей является привлечение к суду и присуждение им обязанности рассчитаться с долгами за счет личного имущества.

Если имели место нерациональныерешения учредителей и руководящего состава предприятия, вовлекшие предприятие в финансовый кризис и носящие фиктивный или преднамеренный характер, то им может быть назначена уголовная ответственность с начислением административного штрафа.

Основанием для этого служит заявление, поданное одним из участников:

  • кредиторы, понесшие убытки и ухудшение финансового положения вследствие ликвидации предприятия — должника);
  • наблюдатель, имеющий беспристрастное и независимое мнение о состоянии дел в организации);
  • внешний управляющий;
  • конкурсный управляющий;
  • учредители;
  • иные заинтересованные лица (например, пострадавшие сотрудники компании).

При поступлении заявления правоохранительными органами производится проверка действий учредителей и руководителей предприятия на предмет умышленных действий в возбуждении дела о банкротстве.

Если процедура несостоятельности уже проводится, то проверяется состояние фирмы на сам факт отсутствия ее платежеспособности.

Банкротство и закрытие организации не означает, что собственники не могут открывать новые фирмы и заниматься коммерческой деятельностью. Они могут развивать новые бизнес — проекты и участвовать в создании организаций.

Классический исход процесса банкротства подразумевает дальнейшую свободу действий в сфере предпринимательства.

Исключением могут являться случаи, когда исходом процедуры признания несостоятельности стало выявление умышленности действий руководящего состава.

Тем не менее процедура банкротства является одним из вариантов выхода из финансового кризиса организации с минимумом денежных потерь и последствий для собственников компании.

субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица

Основная опасность при субсидиарной ответственности банкротства юридического лица — уголовная ответственность